2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
Восприятие — это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это чувственное познание1.
Так как восприятие, с одной стороны, возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой — отражает в сознании человека это воздействие, главная его роль — получение информации из внешнего и внутреннего мира.
Психологи различают восприятие величины и форм предметов, их удаленности; восприятие пространства, движения, времени. Остановимся на характеристике наиболее значимых для физкультурно-спортивной деятельности видах восприятия.
Восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуществлением глазомерной функции. С помощью глазомера определяется и точность многих баллистических движений. Особое место занимает глазомер во время ориентирования на местности. Нужно помнить, что некоторые условия восприятия могут искажать чувственное познание. Например, дом на фоне неба всегда кажется ближе, чем на фоне леса или горы. Ярко освещенные предметы воспринимаются ближе. Известно, что восприятие глубины постоянно связано с переоценкой истинного расстояния. В спортивной деятельности такие явления создают дополнительные трудности. Успешное их преодоление во многом зависит от знания о закономерностях и механизмах восприятия.
Восприятие направленности является разновидностью пространственного восприятия. С его помощью человек узнает, где находится объект по отношению к нему самому. Это восприятие осуществляется при помощи зрительных и слуховых ощущений. От функциональных возможностей субъекта часто зависит тактическое решение задачи деятельности. Известно, что образ, например, физического упражнения создается не только из отдельных поз, но и из смены их во времени и пространстве. Так, спортсмен, специализирующийся на прыжках в высоту, чтобы успешно выполнить прыжок, должен ориентироваться во времени и пространстве — это необходимо для контроля и корректировки собственных движений.
Восприятие движения во многих видах спорта — одно из важнейших специальных качеств спортсмена. Оно связано с отражением в сознании атлета изменения положения объектов и его самого во времени и пространстве. Различают два способа восприятия: 1) непосредственное восприятие реализуется при фиксированном взгляде, перемещении изображения по сетчатке глаза и с помощью наблюдения за перемещением; 2) восприятие с помощью умозаключений происходит при сопоставлении положения объекта в двух последовательных временных интервалах.
Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Механизм осуществления этого вида восприятия основывается на сигнализации специальных рецепторов. Например, рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и о применяемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе мышц. Рецепторы суставных сумок и связок информируют о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения вращения, поворота или ускорения движений передаются от вестибулярного аппарата. Осязательные ощущения сигнализируют о достижении человеком какого-либо объекта, о перемещении по какой-либо поверхности.
Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений позволяет субъекту определить форму, амплитуду, направление, продолжительность и характер движения.
Необходимо заметить, что двигательные восприятия отличаются слабой выраженностью. Однако их значение для спортивной практики трудно переоценить. Поэтому у спортсменов важно развивать способность отчетливо воспринимать параметры собственных действий. В ходе специальных тренировок нужно формировать умение анализировать свои ощущения, сопоставлять двигательное восприятие с качественной характеристикой движений.
Восприятие времени — это отражение в сознании длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Эта форма восприятия является важной частью интегрирования образа физических упражнений. При восприятии времени большое значение имеет жизненный опыт субъекта. Действительно, судить о длительности какой-либо работы легче, если учитывать объем сделанного или сравнивать известное с данным. Неслучайно в спорте, чтобы определить интенсивность работы и прогнозировать ее результаты, используются имеющиеся сведения из прошлого. Поэтому важно, чтобы спортсмен мог самостоятельно воспринимать длительность событий, используя прием заполнения отрезков времени той или иной деятельностью с условием последующего анализа пространственно-временных характеристик.
Восприятие времени определяется рядом модификаций:
восприятие последовательности (прошлое, настоящее, будущее);
восприятие темпа и ритма;
восприятие латентного времени двигательной реакции;
восприятие продолжительности действия.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта