logo
психол спорта / Психология ФизВосп

9.1. Мотивация спортивной деятельности

Особое место в психологическом обеспечении спортивной де­ятельности занимает мотивация, побуждающая человека занимать­ся спортом. Известно, что спорт имеет много общего с игрой. Мо­тивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, в трудовой де­ятельности, когда выполняемая работа лишь опосредованно слу­жит удовлетворению его жизненных потребностей, является ис­точником необходимых средств, а непосредственно чувство удов­летворения, связанное с участием в игре. Потребность в спорте также определяется удовлетворением самой спортивной деятель­ностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру (по А. Ц. Пуни).

I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

  1. потребность в чувстве удовлетворения от проявления мы­шечной активности;

  2. потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

  3. стремление проявить себя в трудных, даже экстремаль­ных ситуациях;

  4. стремление добиться рекордных результатов, показать свое спортивное мастерство и добиться победы;

  5. потребность в самовыражении, самоутверждении, стрем­ление к общественному признанию, славе.

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

  1. стремление стать сильным, здоровым;

  2. стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

  3. чувство долга;

  4. потребность в занятиях спортом через осознание соци­альной важности спортивной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследова­ний мотивов спортивной деятельности установил следующую ди­намику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом1.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период предприни­маются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью инте­ресов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила — любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным ви­дом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются: а) развитие интереса к определенному виду спорта; б) стремление развить обнаруженные способности к опре­деленному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха; г) расширение специальных знаний, приобретение более высо­кой степени тренированности (выражается в стремлении к уста­новлению личных рекордов — выполнение третьего разряда, вто­рого, первого и т.д.); д) спортивная деятельность становится по­требностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необ­ходимость испытывать их становится привычкой).

Стадия спортивного мастерства. Основными мотивами явля­ются: а) стремление поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) стремление служить своими спортивными достижениями Родине; в) стрем­ление содействовать развитию данного вида спорта, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко вы­раженной социальной направленностью и педагогическими стрем­лениями.