logo
психол спорта / Психология ФизВосп

3.2. Психологические особенности двигательных навыков

Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техни­ческой подготовки спортсменов. Двигательные навыки — это за­ученные двигательные действия, имеющие осознанный автома­тизированный характер, доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательными навыками (техникой фи­зических упражнений) — значит научиться управлять двигатель­ными действиями, регулировать их в пространственных и вре­менных параметрах с определенной интенсивностью прилагае­мых усилий.

Психологические особенности процесса формирования двига­тельных навыков.

1. Целостность действия. Двигательный навык состоит из элементов двигательного действия, однако не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия, кото­рый подчиняет составляющие элементы основной задаче выпол­няемого действия и превращает их в средство достижения постав­ленной цели.

Например: в легкой атлетике прыжок в высоту состоит из раз­бега, отталкивания, полета и приземления. Двигательный навык, выполняющий основную задачу (перепрыгнуть через планку), состоит в целостном действии (прыжок в высоту). В данном случае разбег, отталкивание, полет и приземление — средства решения этой задачи.

  1. Совершенство действия. В выполнении всех элемен­тов целостного двигательного действия требуется высокая степень мастерства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений — координированность по пространственным, временным и силовым компонентам. Устойчивость навыка — низ­кая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка — разнообразие способов действия, которые целесообраз­но применить в зависимости от изменения условий.

  2. Автоматизм действия. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию созна­ния.

  3. Осознанность действия. Двигательные действия спорт­смена всегда должны быть осознанными.

Процесс образования навыков и использование их в деятель­ности — сознательный процесс.

В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически или сознательно, с различной степенью ясности. Вместе с тем дей­ствие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спорт­смен понимает цель, задачи, средства и результаты своей дея­тельности.