3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
Современная наука доказала, что в физкультурно-спортивной деятельности существует множество условий стрессогенного характера.
Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование'. Она проявляется в срочной мобилизации защитных сил, необходимых для преодоления непосредственной трудности.
Неожиданное изменение задач деятельности, отсутствие необходимых знаний и умений, дефицит времени, высокая значимость выполняемых действий, ответственность — это типичные причины возникновения психологического стресса2. Основными признаками стресса являются: частое сердцебиение, потоотделение, пересыхание во рту, трудность глотания, возрастание кровяного давления, напряжение мышц, ощущение подавленности, расширение зрачков.
Стресс, в виду своей сложности и неординарности, может оказывать двоякое влияние на работоспособность человека. Это происходит, во-первых, потому, что в коре головного мозга образуется доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность. Во-вторых, что при стрессе гипофиз выделяет в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона, под влиянием которого надпочечники выбрасывают ряд физиологически активных веществ (гормоны стресса). В-третьих, стрессовая ситуация довольно долго сохраняет свою активность и в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы разногласия между реальными внешними условиями и желаемыми внешними условиями.
Как мы уже сказали, в одно и то же время при нарастающих симптомах стресса показатели работоспособности могут снижаться и повышаться. Когда критический уровень стрессогенности имеет достаточно низкий порог негативного влияния, работоспособность субъекта деятельности быстро падает. Высокий порог негативного влияния стрессовых условий позволяет субъекту деятельности не просто сохранить высокий уровень работоспособности до достижения указанной критической точки, но и увеличить собственные возможности. Очевидно, что стрессогенные условия в спортивной деятельности являются важнейшим средством совершенствования психических возможностей человека и развития его работоспособности.
Специальная подготовка к стрессовым ситуациям влечет за собой формирование стрессоустойчивости, повышение уровня критичности. При этом стресс, способствующий улучшению показателей работоспособности, может рассматриваться как стресс без дистресса.
Логическое объяснение необходимости активного использования в спортивно-образовательной деятельности форм стрессогенной подготовки следует искать в теории стрессогенной обусловленности деятельности спортсмена1. Экстремальные ситуации влияют на состояние спортсмена, и величина этого влияния зависит от величины препятствий, их трудности. При этом величина препятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для преодоления предстоящих трудностей.
Трудность препятствия — явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям субъекта деятельности.
Деятельность спортсмена в экстремальных условиях связана с выбором оптимального решения и с реализацией принятого решения. Поэтому важно выделять два вида трудностей: 1) трудности в выборе оптимальных решений в соответствии с реальными условиями деятельности; 2) трудности в реализации принятых решений.
Для достижения высокого результата при условии повышения работоспособности спортсмен должен обладать оптимальным уровнем психофизиологических реакций. Это дает ему возможность оставаться в зоне стресса без дистресса. Стресс может быть эмоциональным, физиологическим, патологическим и др. Поэтому состояние спортсмена в пределах стресса без дистресса (максимальной активизации всех сил организма) должно определяться как состояние стрессогенной устойчивости.
В этой связи в представления о психической устойчивости в спорте как компоненте готовности к достижению следует внести некоторые дополнения.
Эмоциональная устойчивость выражается не в том, что спортсмен перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции в соревновательной борьбе достигают оптимальной интенсивности. Они отличаются стабильностью и всегда направлены на решение задач деятельности. Оптимальный уровень эмоциональных переживаний не может оставаться постоянным в течение всей деятельности и непосредственно перед ней. Он изменяется соответственно ситуации, поэтому оптимальный уровень эмоциональных проявлений является динамической характеристикой. Такая динамическая эмоциональная устойчивость выражается в следующем:
качественные особенности активных эмоций постоянны (отсутствие перехода от положительно влияющих на деятельность эмоций к отрицательно влияющим);
оптимальный уровень интенсивности эмоциональных реакций динамически устойчив;
направленность эмоций на положительное решение задач стабильна.
Таким образом, интенсивность эмоциональных проявлений, выход эмоциональных переживаний за пределы оптимального уровня возбуждения, как правило, возникает с изменением внешних условий, а отрицательное влияние эмоций на деятельность или ее результаты всегда детерминировано объективными и субъективными трудностями.
Опираясь на идею стрессогенной устойчивости, к сказанному необходимо добавить, что работоспособность спортсмена в пределах оптимального уровня эмоциональной напряженности определяется длительностью стресса. Стрессогенная обстановка влияет не только на динамические преобразования эмоциональных проявлений, но и на изменение деятельностных возможностей атлета.
Экстремальная ситуация вызывает не просто эмоциональный всплеск, а стресс, который может иметь разную интенсивность. Первоначально наблюдается улучшение показателей работоспособности, что следует считать результатом активизации адаптационных систем организма, приводящих к актуализации задач деятельности в новых условиях. Мотивация приобретает решающее значение. Продолжительное влияние стрессогенной обстановки при условии возникновения трудностей снижает работоспособность. Это происходит из-за того, что доминирующее положение возбудителя эмоциональной напряженности переходит от задач деятельности к задачам преодоления стрессовой ситуации. В результате мотивация к деятельности прекращается. Этот механизм действует в условиях длительного воздействия стрессоров и в ситуации последовательного возникновения новых стрессоров (Л.Д.Смиричевский, 1979).
В условиях длительного стресса может наблюдаться вторичная мобилизация деятельностных возможностей человека (Л. А. Китаев-Смык, 1983). Но этот процесс всегда опирается на сознательное отношение субъекта деятельности к внешним условиям. Новый всплеск работоспособности проявляется исключительно на основе осознания внешних факторов. Это можно объяснить тем, что при длительной стрессовой монотонии организуемое поведение субъекта деятельности под внешним влиянием определяется экстернализацией личности; когда снижается способность к самостоятельному выходу из ситуации, человек не имеет возможностей целенаправленно управлять своими волевыми усилиями. Эту функцию берет на себя «внешний приказ».
Естественно, что такое положение не может гарантировать высокого соревновательного достижения. Внешняя организация действия — это всего лишь путь выхода из стрессовой ситуации, а не организация деятельности. Успешное преодоление влияния стрессов на работоспособность и сохранение позитивного значения стрессогенной обстановки находится в прямой зависимости от информированности субъекта деятельности. Знание об экстремальных условиях, возможных стрессорах определяет отношение спортсмена к стресс-фактору.
Индивидуальная выраженность стресса и его неблагоприятные проявления зависят от осознания человеком своей ответственности за себя, за процесс и результат действий в реальных внешних условиях. Здесь важную роль играют установка и способность ориентироваться во времени и пространстве, учитывая объективную оценку препятствий и трудностей деятельности.
Выделяют три типа отношения человека к себе при стрессе: 1) отношение к себе как к жертве экстремальной ситуации; 2) со-. четание отношения к себе как к жертве с отношением к себе как к ценности; 3) сочетание первых двух типов с представлениями о проявлении стресса у себя и у других людей (Л. А. Китаев-Смык, 1983).
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта