logo
психол спорта / Психология ФизВосп

3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности

Современная наука доказала, что в физкультурно-спортивной деятельности существует множество условий стрессогенного ха­рактера.

Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование'. Она проявляется в срочной моби­лизации защитных сил, необходимых для преодоления непосред­ственной трудности.

Неожиданное изменение задач деятельности, отсутствие необ­ходимых знаний и умений, дефицит времени, высокая значимость выполняемых действий, ответственность — это типичные причи­ны возникновения психологического стресса2. Основными при­знаками стресса являются: частое сердцебиение, потоотделение, пересыхание во рту, трудность глотания, возрастание кровяного давления, напряжение мышц, ощущение подавленности, расши­рение зрачков.

Стресс, в виду своей сложности и неординарности, может ока­зывать двоякое влияние на работоспособность человека. Это про­исходит, во-первых, потому, что в коре головного мозга образу­ется доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность. Во-вторых, что при стрессе гипофиз выделяет в кровь большую пор­цию адренокортикотропного гормона, под влиянием которого над­почечники выбрасывают ряд физиологически активных веществ (гормоны стресса). В-третьих, стрессовая ситуация довольно дол­го сохраняет свою активность и в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы разногласия между реальными вне­шними условиями и желаемыми внешними условиями.

Как мы уже сказали, в одно и то же время при нарастающих симптомах стресса показатели работоспособности могут снижать­ся и повышаться. Когда критический уровень стрессогенности имеет достаточно низкий порог негативного влияния, работоспособность субъекта деятельности быстро падает. Высокий порог негативного влияния стрессовых условий позволяет субъекту деятельности не просто сохранить высокий уровень работоспособности до дости­жения указанной критической точки, но и увеличить собствен­ные возможности. Очевидно, что стрессогенные условия в спортив­ной деятельности являются важнейшим средством совершенство­вания психических возможностей человека и развития его рабо­тоспособности.

Специальная подготовка к стрессовым ситуациям влечет за собой формирование стрессоустойчивости, повышение уровня критичности. При этом стресс, способствующий улучшению по­казателей работоспособности, может рассматриваться как стресс без дистресса.

Логическое объяснение необходимости активного использова­ния в спортивно-образовательной деятельности форм стрессогенной подготовки следует искать в теории стрессогенной обуслов­ленности деятельности спортсмена1. Экстремальные ситуации влия­ют на состояние спортсмена, и величина этого влияния зависит от величины препятствий, их трудности. При этом величина пре­пятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психи­ческих усилий, необходимых для преодоления предстоящих труд­ностей.

Трудность препятствия — явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выра­жается отношением величины препятствия к реальным возмож­ностям субъекта деятельности.

Деятельность спортсмена в экстремальных условиях связана с выбором оптимального решения и с реализацией принятого ре­шения. Поэтому важно выделять два вида трудностей: 1) трудно­сти в выборе оптимальных решений в соответствии с реальными условиями деятельности; 2) трудности в реализации принятых решений.

Для достижения высокого результата при условии повышения работоспособности спортсмен должен обладать оптимальным уров­нем психофизиологических реакций. Это дает ему возможность оставаться в зоне стресса без дистресса. Стресс может быть эмоци­ональным, физиологическим, патологическим и др. Поэтому состо­яние спортсмена в пределах стресса без дистресса (максимальной активизации всех сил организма) должно определяться как со­стояние стрессогенной устойчивости.

В этой связи в представления о психической устойчивости в спорте как компоненте готовности к достижению следует внести некоторые дополнения.

Эмоциональная устойчивость выражается не в том, что спорт­смен перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмо­ции в соревновательной борьбе достигают оптимальной интен­сивности. Они отличаются стабильностью и всегда направлены на решение задач деятельности. Оптимальный уровень эмоциональ­ных переживаний не может оставаться постоянным в течение всей деятельности и непосредственно перед ней. Он изменяется соот­ветственно ситуации, поэтому оптимальный уровень эмоциональ­ных проявлений является динамической характеристикой. Такая динамическая эмоциональная устойчивость выражается в следую­щем:

Таким образом, интенсивность эмоциональных проявлений, выход эмоциональных переживаний за пределы оптимального уровня возбуждения, как правило, возникает с изменением вне­шних условий, а отрицательное влияние эмоций на деятельность или ее результаты всегда детерминировано объективными и субъек­тивными трудностями.

Опираясь на идею стрессогенной устойчивости, к сказанному необходимо добавить, что работоспособность спортсмена в преде­лах оптимального уровня эмоциональной напряженности опреде­ляется длительностью стресса. Стрессогенная обстановка влияет не только на динамические преобразования эмоциональных проявле­ний, но и на изменение деятельностных возможностей атлета.

Экстремальная ситуация вызывает не просто эмоциональный всплеск, а стресс, который может иметь разную интенсивность. Первоначально наблюдается улучшение показателей работоспо­собности, что следует считать результатом активизации адаптаци­онных систем организма, приводящих к актуализации задач дея­тельности в новых условиях. Мотивация приобретает решающее значение. Продолжительное влияние стрессогенной обстановки при условии возникновения трудностей снижает работоспособность. Это происходит из-за того, что доминирующее положение возбу­дителя эмоциональной напряженности переходит от задач дея­тельности к задачам преодоления стрессовой ситуации. В результа­те мотивация к деятельности прекращается. Этот механизм дей­ствует в условиях длительного воздействия стрессоров и в ситуа­ции последовательного возникновения новых стрессоров (Л.Д.Смиричевский, 1979).

В условиях длительного стресса может наблюдаться вторичная мобилизация деятельностных возможностей человека (Л. А. Китаев-Смык, 1983). Но этот процесс всегда опирается на сознатель­ное отношение субъекта деятельности к внешним условиям. Но­вый всплеск работоспособности проявляется исключительно на основе осознания внешних факторов. Это можно объяснить тем, что при длительной стрессовой монотонии организуемое поведе­ние субъекта деятельности под внешним влиянием определяется экстернализацией личности; когда снижается способность к са­мостоятельному выходу из ситуации, человек не имеет возмож­ностей целенаправленно управлять своими волевыми усилиями. Эту функцию берет на себя «внешний приказ».

Естественно, что такое положение не может гарантировать высокого соревновательного достижения. Внешняя организация действия — это всего лишь путь выхода из стрессовой ситуации, а не организация деятельности. Успешное преодоление влияния стрессов на работоспособность и сохранение позитивного значе­ния стрессогенной обстановки находится в прямой зависимости от информированности субъекта деятельности. Знание об экстре­мальных условиях, возможных стрессорах определяет отношение спортсмена к стресс-фактору.

Индивидуальная выраженность стресса и его неблагоприятные проявления зависят от осознания человеком своей ответственно­сти за себя, за процесс и результат действий в реальных внешних условиях. Здесь важную роль играют установка и способность ори­ентироваться во времени и пространстве, учитывая объективную оценку препятствий и трудностей деятельности.

Выделяют три типа отношения человека к себе при стрессе: 1) отношение к себе как к жертве экстремальной ситуации; 2) со-. четание отношения к себе как к жертве с отношением к себе как к ценности; 3) сочетание первых двух типов с представлениями о проявлении стресса у себя и у других людей (Л. А. Китаев-Смык, 1983).