3.7. Реакция в спорте
Реакция — это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал2.
Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период).
Типичный пример реакции — старт в спорте. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена — основной латентный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки — исполнительный. Реакции, как правило, очень быстротечны. Они составляют тысячные доли секунды. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции восприятия сигнала, его осознания, посылки по эфферентным путям импульсов к мышцам, обеспечивающим выполнение ответных действий.
В психологии спорта различают простые и сложные реакции.
Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями. Выделяют три типа простых реакций: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания.
Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, виды борьбы, спортивные игры).
Представители этих видов спорта, как правило, владеют значительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому реакции носят характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный по сравнению с простыми реакциями латентный период, возникающий в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и требующей переработки.
Реакции — одно из проявлений физического качества быстроты. Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта