logo
психол спорта / Психология ФизВосп

5.5. Авторитет учителя физической культуры

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета учителя. Авторитет учителя формируется в процессе его работы с учениками, поэтому именно авторитет следует счи­тать вторичным компонентом профессионального мастерства пе­дагога. Молодому специалисту важно знать, что определяет авто­ритет учителя физической культуры.

Е.П.Ильин определяет ряд слагаемых авторитета учителя фи­зической культуры. Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.

Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школь­ников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.

Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополня­ется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя.

Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) со­здается, во-первых, поведением, соответствующим образу педа­гога, учителя, во-вторых, внутренним соответствием профессии учителя личностным характеристикам своего «Я».

Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учи­тель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, на­пример, учитель на уроке играет с учениками в баскетбол вместо того, чтобы изучать программный материал. Этот авторитет хо­рош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследую­щих видов авторитета учителя.

Авторитет подавления основан на том, что ученики боятся учи­теля. Как правило, учитель, склонный таким образом завоевать авторитет, считает, что воспитание сводится к простому послу­шанию.

Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги, в прошлом, когда он был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают вли­яние на формирование авторитета, но только на начальных эта­пах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании ав­торитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога.

Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюде­нии правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководству­ется бюрократическими принципами.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учи­теля, в котором может преобладать тот или иной тип авторитета. Формируя положительный авторитет, необходимо осознавать, что важно для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необ­ходимых образующих компонентов (расположив их в порядке зна­чимости), которые могли бы способствовать выделению его лич­ностных и профессиональных достоинств и не вредили бы про­цессу воспитания и обучения школьников.