logo
психол спорта / Психология ФизВосп

Глава 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ

4.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педаго­гический процесс.

Действительно, обучая, мы тренируем, а тренируя, — обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировки не тождествен­ны по своим задачам, средствам и методам.

Обучение в спорте — это начальный этап овладения опреде­ленной системой знаний, период формирования практических умений и навыков. Основное содержание обучения — освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятель­ности, простейших индивидуальных и групповых тактических дей­ствий.

Тренировка — это этап подготовки, направленный на закреп­ление и совершенствование полученных знаний, умений и навы­ков. Основное содержание тренировки — совершенствование тех­нических приемов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.

Процесс подготовки спортсмена имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно раз­вивать у занимающихся целеустремленность, инициативность, ре­шительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, кол­лективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений — словом, создавать их мировоз­зрение.

Кроме всего вышесказанного в процессе подготовки спортсме­на происходит его спортивное совершенствование.

Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических спо­собностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.

В процессе спортивного совершенствования необходимо соблю­дать следующие психологические требования:

  1. повышать активность познавательных и других психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление и т.п.);

  2. активизировать необходимые свойства внимания (интенсив­ность, устойчивость и др.);

  3. развивать способность стимулировать волевые усилия;

  1. формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;

  2. воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эсте­тические чувства;

  3. формировать индивидуальный стиль спортивной деятель­ности, максимально соответствующий индивидуальным особен­ностям спортсмена и способствующий его эффективной деятель­ности;

  4. планомерно использовать средства контроля и учета теку­щих результатов.

Данные психологические требования к спортивному совершен­ствованию являются обязательными, что определяется особенно­стями спортивной деятельности человека.