logo
психол спорта / Психология ФизВосп

7.4. Психологические функции спортсмена

Проявление физической и психической активности во время решения задач деятельности направлено на реализацию процес­сов мотивации, реагирования, регуляции и перцепции. Условно это явление можно определить как функционально-регулирующий компонент деятельности спортсмена. При этом психологическая составляющая содержания действий является фундаментом успе­ха, который подкрепляет все реализуемые функции атлета в об­становке тренировок и соревнований. Сущность психологическо­го обеспечения деятельности — это организация адекватного при­способления организма к условиям выполнения действий трени­ровочного или соревновательного характера. Восприятие объек­тивной реальности, реагирование на ее объекты и коррекция соб­ственной деятельности — главные средства формирования вос­требованного ситуацией поведения и состояния спортсмена.

Психическая активность в деятельности определяется как по­знавательная и двигательная, которые, в свою очередь, обус­ловлены биологическими и социальными факторами детерми­нации. Так, например, к биологическим факторам проявления фи­зической активности относятся: потребность в движении, сохра­нении жизни и здоровья. К социальным факторам — содержа­тельные особенности деятельности, оценка действий другими людьми, чувство удовлетворенности от собственных достижений.

Продуктивность познавательной и двигательной активности как видов реализации функционально-регулирующего компонента деятельности зависит от адаптационных способностей спортсме­на. Этот факт наиболее ярко выражен в процессах восприятия си­туации, в которой действует атлет. Примером указанной зависи­мости являются процессы регуляции эмоционального состояния, реагирование на динамические явления внешних условий деятель­ности, коррекция поведения во время соревнования. Если спорт­смен перестает управлять собственным состоянием, то его дей­ствия могут стать неадекватными. Естественно, что это приведет к дезорганизации выполняемых им действий.

Сохранение или повышение продуктивности психической ак­тивности связано прежде всего с определением процессуальных компонентов психологического обеспечения спортивной деятель­ности, которые по своей сути являются функциями спортсмена, направленными на сознательный контроль и регуляцию собственных психических процессов, состояний и явлений.

Особого внимания заслуживает интеллектуальная деятельность спортсмена. Например, тактическое мастерство в спорте тесно связано с уровнем развития тактического мышления. Тактические действия представляют собой комплексную деятельность, которая требует перцептивных, психомоторных возможностей, определен­ных знаний и умений. Основополагающую роль играют интеллекту­альные способности. Осуществление адекватных и эффективных тактических действий — это результат мыслительной работы, где реализуется процесс оптимизации физических, технических уси­лий за счет проявления познавательных, эмоционально-волевых способностей при условии контроля со стороны сознания.

Мыслительные процессы, основываясь на реализации внутрен­ней речи, определяют механизмы самовоздействия во всех направ­лениях психологического обеспечения деятельности: мотивацию, регуляцию, исполнение действий. С их помощью осуществляется прогнозирование событий в условиях выполнения моторных дей­ствий, процесс непосредственного восприятия наглядных образов и интенсивных физических и психических нагрузок. Интеллекту­альная активность является важнейшим средством актуализации механизмов приспособления к изменяющимся условиям деятель­ности. С ее помощью реализуются процессы оценки ситуации, вы­бора адекватных противодействий, корректировка усилий спорт­смена и принятие решения об изменении поведения и действий.

Именно поэтому в разряд психологических функций спортсмена следует отнести функцию интеллектуальной активности как сред­ство функционально-регулирующего компонента деятельности.

Функция двигательной активности характеризует возможнос­ти спортсмена адекватно проявлять физические качества, такти­ко-технические умения в конкретной ситуации деятельности. Естественно, что интеллектуальная и двигательная активность не­разрывно связаны между собой в реальных условиях действия.

Эффективность двигательной активности как функции психо­логического обеспечения деятельности спортсмена на тренировке и в соревновании зависит от состояния психических процессов: па­мяти, мышления, внимания, ощущения и восприятия, вообра­жения; от двигательного опыта: умений и навыков; свойств лично­сти: спортивного характера. Особое значение имеет функциональ­ное состояние организма.

Проявление двигательной активности — это действие. Учитывая сущность психологического обеспечения спортивной деятельности, наиболее значимыми следует считать волевые действия спортсмена как сознательные и направленные на достижение определенной цели.

Управление произвольными действиями осуществляется на основе психологических закономерностей. И.М.Сеченов (1935) выявил три такие закономерности:

  1. все элементарные движения рук, ног, головы, туловища, равно как все комбинированные движения, заученные челове­ком, подчиняются его воле уже после того, как заучены;

  2. чем лучше заучено действие, тем легче оно подчиняется воле, и наоборот (крайний случай — безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для упражнения);

  3. власть воли касается только начала и конца движения, а также его усиления или ослабления; само же движение происхо­дит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реаль­ным повторением того, что делалось уже много раз.

В психологии выделяют следующие виды движений: движения позы, локомоции, мимика, пантомимика, семантические движе­ния, речь, рабочие движения. Для спортивной практики важней­шими являются рабочие движения. Они характеризуются как про­извольные и связанные с выполнением действий, направленных на достижение основной цели деятельности (по Р. С. Немову, 1984). Такие свойства движений, как быстрота, точность, сила, темп и ритм, координированность, пластичность и ловкость, а также уровень приспособленности действий к условиям деятельности имеют большое значение для спортивного результата.

Не менее важны психофизиологические аспекты устройства двигательного аппарата человека. Так, например, определенные Н. А. Берштейном (1990) закономерности и механизмы двигатель­ной активности человека позволяют утверждать, что управление действиями посредством одних эффекторных импульсов невоз­можно. Необходима сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяются, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот меха­низм обеспечивает предметность действия и его адаптацию к данным условиям деятельности. Психическая активность связана с осуществлением процесса познания. Спортивная деятельность не­возможна без познавательной активности, проявляемой спорт­сменами в направлениях: 1) познания себя в спорте; 2) познания чувственной стороны спортивной практики; 3) познания особен­ностей спортивной деятельности и законов спорта.

Определено, что чем ниже уровень познавательной активно­сти в деятельности спортсмена, тем меньше он адаптирован к условиям спортивной практики. Он обладает низкой мотивацией к занятиям спортом и отличается незначительным уровнем эмо­циональной устойчивости.

Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной адаптации. В данном случае потребность в дви­жении не определяет стремление спортсмена профессионально заниматься спортом. Она является лишь условием формирования интереса к систематическому выполнению физических упражне­ний. Формирование профессионально значимой мотивации спорт­смена опирается прежде всего на социальные факторы спортив­ной деятельности. Здесь имеют значение содержательные особен­ности деятельности, позитивные и негативные характеристики спорта, социальные и индивидуальные аспекты отношения атле­та к тренировкам и соревнованиям, условия жизни спортсмена или специалиста по физической культуре и спорту, требования к возможностям организма человека.

Выбор профессии определяет адаптационные процессы к но­вому содержанию и условиям жизни. Как известно, спорт харак­теризуется необходимостью полного подчинения всех сторон жиз­недеятельности человека спортивным целям. Осознать и принять такую позицию — это сложный познавательный процесс.

Познавательная активность спортсмена распространяется и на практические компоненты спортивной жизни.

Атлет должен формировать субъективные знания и приобре­тать специальные умения, отличающиеся присущим только ему индивидуальным стилем, осваивать специфические условия об­щения, самоуправления, реагирования на динамические явления спортивной практики. Стремление к накоплению опыта — это основа познавательной активности спортсмена.

Познание реализуется в двух основных видах деятельности спортсмена: тренировочной и соревновательной. Человек, владею­щий знаниями о формах, методах и средствах подготовки к спортивному достижению, о закономерностях и механизмах дос­тижения высокого результата, способен к организации эффек­тивной спортивной практики. Такого атлета отличает высокая сте­пень сознательности, он экономичен в управлении собственны­ми действиями, легче адаптируется к условиям деятельности, спо­собен к творчеству на тренировках и в соревновании.

Как показывает спортивная практика, реализация функции познавательной активности согласуется с целенаправленным вве­дением в образовательный процесс педагогических, психологи­ческих, медико-биологических знаний, а также основ теории и методики спорта, исторических сведений о развитии спортивного движения на примере избранного вида спорта.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова связь особенностей личности спортсмена с успешной спортивной деятельностью?

  1. Каковы отличительные черты личности спортсмена?

  2. Какими путями спортсмен может достигнуть самовоспитания пози­тивных черт характера?

Рекомендуемая литература

Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., 1988.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психоло­га и тренера. — Смоленск, 1989.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.

Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. — М., 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, сре­да / Пер. с англ. — М., 1993.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. — М., 1991.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — М.; Воронеж, 1996.

Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.

Психология: Учебник для МФК/ Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.

Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.

Условия формирования творческой личности будущего учителя фи­зической культуры: Материалы научно-практической конференции, 4 июня 1991 г. в г. Тольятти. —Тольятти, 1991.

Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М.; Воро­неж, 1996.

Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987.