logo
психол спорта / Психология ФизВосп

8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»

Взаимоотношения между спортсменами формируются с уче­том статуса, который имеет каждый член группы или команды. Если в спортивных группах и существуют какие-то связи между лидерами и аутсайдерами, то весьма слабые и вынужденные. Для того чтобы проводить учебно-тренировочные занятия на высоком уровне, с максимальной пользой для спортсменов и способство­вать росту их мастерства, тренер должен предвидеть, какие взаи­моотношения могут возникнуть из-за разницы в уровне подготов­ленности спортсменов. Важно научиться создавать команду или спортивную группу, члены которой имеют равный уровень спортивного мастерства. Но следует помнить, что при таком по­ложении лидеры получают максимальное удовлетворение от за­нятий и находятся в благоприятных условиях для повышения сво­его мастерства, а аутсайдеры, даже попадая в условия хорошего социально-психологического климата, не будут иметь возможно­сти для быстрого роста спортивного мастерства. Поэтому следует применять спаринги аутсайдеров с опытными спортсменами.

Отношения в спортивной группе или команде не являются раз и навсегда устоявшимися, они непрерывно меняются. Не всегда эти изменения положительно влияют на отношения между спорт­сменами, поэтому тренер должен постоянно контролировать ди­намику отношений и направлять их в нужное для группы русло. Заметив повышение конфликтности, психологической напряжен­ности, он должен принимать необходимые меры.

Создание благоприятного социально-психологического климата может быть тем методическим приемом, который необходим для роста и расцвета спортивного мастерства. Многообразие спортив­ной жизни, обилие различных ситуаций, на которые в каждом конкретном случае накладывают отпечатки индивидуальные и личностные особенности спортсменов и тренеров, не позволяют давать строгие рецепты по изменению межличностных отноше­ний, однако подобная работа, проводимая с учетом специфики момента и особенностей ее исполнителей, не только возможна, но и целесообразна.

Контрольные вопросы и задания

  1. Кого называют лидерами спортивных команд?

  2. Какие типы лидеров в спортивных командах вам известны?

  3. Какие личностные свойства характерны для деловых и эмоциональ­ных лидеров?

  4. Чем отличается формальная структура спортивной команды от не­формальной?

  5. Что такое совместимость членов спортивной команды?

  6. Какие уровни совместимости существуют?

  7. Какие характерные особенности общения в спорте вам известны?

  8. Какие виды общения используются в спортивной деятельности?

  9. Дайте характеристику понятию «функция социально-психологиче­ского отражения общения».

  1. Определите понятие «типичный профиль общения».

  2. Какие способы преднамеренного управления групповым поведе­нием вам известны?

  3. Как следует построить работу с лидером спортивной группы, если он в определенных ситуациях оказывает отрицательное влияние на со­ревновательную деятельность команды по баскетболу, членом которой он сам является?

  4. Какие требования к деятельности спортивной группы обязан учи­тывать тренер, проводя мероприятия по оптимизации общения?

  5. Охарактеризуйте особенности взаимоотношений в системах «тре­нер—спортсмен» и «спортсмен —спортсмен».