logo
психол спорта / Психология ФизВосп

9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Успех психологической подготовки спортсменов к соревнова­ниям во многом зависит от того, как она спланирована. Конкрет­ный план должен быть составлен тренером и исходить из комп­лекса особенностей: вид спорта, возраст и мастерство спортсме­нов, их индивидуальные особенности.

При составлении общего плана (образца) психологической под­готовки спортсменов к соревнованию следует учитывать:

  1. возраст спортсменов, для которых предназначена разра­ботка;

  2. уровень их спортивного мастерства;

  3. цели и задачи психологической подготовки; включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

  4. средства обучения и воспитания, включенные в план, дол­жны быть распределены на общие (средства общей психологи­ческой подготовки), специальные (средства специальной пси­хологической подготовки) и предназначенные для ситуатив­ного управления (средства секундирования);

5) комплекс мероприятий планировать на годичный цикл подготовки;

6) средства психодиагностики (отбор, переводные мероприя­тия, средства для определения динамики роста личностного раз­вития и спортивного мастерства», средства психогигиены (конт­рольные средства слежения за психическим состоянием спорт­смена, восстановительные мероприятия), средства общего пси­хического развития (средства, предназначенные для развития па­мяти, интеллекта, волевых качеств и т.н.), средства специально­го психического развития (мероприятия, способствующие разви­тию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) методы м средства гетеротренинга;

8) методы и средства, направленные на формирование эмоци­ональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) важно использовать условное разделение плана на блоки, которые символизируют определенную законченность формиро­вания развития или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на фор­мирование волевых качеств и т.п.).

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо конкретизировать разработку. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общею плана для всех членов спортивной ГРУППЫ) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы).

Основой механизма реальной конкретизации общего плана ста­новятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности психического развития, сформиро­ванность личностных качеств и общих специальных умений каж­дого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подго­товки должны полностью соответствовать целям и задачам физи­ческой, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тре­нер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы") в психологиче­ском аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической полготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Таблица 7 Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (по А. Ц. Пуни)