logo
психол спорта / Психология ФизВосп

6.4. Эмоциональная сфера школьника

Каждый школьный возраст характеризуется особенностями проявления чувств и эмоций. Рассмотрим ряд возрастных особен­ностей эмоциональной сферы (по Е.П.Ильину).

Для поведения младшего школьника характерны следующие эмоциональные проявления: 1) эмоциональная окрашенность вос­приятия, воображения, интеллектуальной и физической деятель­ности; 2) непосредственность выражения переживаний; 3) эмо­циональная неустойчивость, частая смена настроений; 4) склон­ность к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обра­щении к ним окружающих.

Для эмоциональной сферы подростков характерны: 1) эмоцио­нальная возбудимость; 2) устойчивость эмоциональных пережи­ваний (подросток долго не забывает обиды); 3) противоречивость чувств (часто подростки бурно защищают своего товарища, по­нимая, что тот достоин осуждения).

У подростка переживания возникают не только по поводу оце­нок его другими, но и в результате самооценки. Ученика среднего школьного возраста отличает сильно развитое чувство принадлеж­ности к группе, поэтому для него важнее отношение к нему свер­стников, чем учителя.

Характерное для подростка чувство взрослости вызывает у него стремление к самостоятельности, независимости, рождает кри­тичное отношение к взрослым. Критичность подростка выражает­ся в том, что он не принимает на веру, а требует логического обоснования всего, что изучает.

Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: 1) много­образием переживаний, особенно нравственных; 2) повышением устойчивости эмоций; 3) способностью к сопереживанию; 4) по­явлением чувства юношеской любви, которой свойственны про­явления нежности, мечтательности, лиричности и искренности; 5) развитием эстетических чувств.