logo
психол спорта / Психология ФизВосп

Специальные навыки и умения

Двигательный навык это целостное, сознательное, автома­тизированное действие, доведенное в процессе упражнения до совершенства, выполняемое точно, экономично, с высоким ка­чественным и количественным результатом3.

Двигательные умения это усовершенствованные способы выполнения действий, основанные на полученных знаниях и опы­те. Умения требуют творческого использования знаний и навы­ков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной дея­тельности.

Двигательная реакция это осознаваемое двигательное дей­ствие в ответ на определенный сигнал.

Особенности психических процессов в осуществлении технической подготовки спортсменов

(по В. В. Медведеву)

1.Особенности ощущений

Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигагельные, вестибулярные, осязательные, органические, зритель­ные, слуховые.

Мышечно-двигательные ощущения имеют исключительное зна­чение для правильного выполнения физических упражнений. Экспериментальные исследования, проведенные А. Ц.Пуни, позво­ляют говорить о том, что, развивая отчетливость мышечно-двигательных ощущений, мы овладеваем техникой спортивных упраж­нений; а совершенствование техники приводит к дальнейшему развитию мышечно-двигательной чувствительности. Установлено, что между уровнем развития «мышечного чувства» (И.М.Сеченов) и уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь. Указан­ные ощущения играют большую роль в правильной координации движений.

Вестибулярные ощущения особенно важны в тех видах спорта, которым характерны резкие движения, повороты, внезапные уско­рения.

Экспериментальным путем было доказано, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность выполнения многих элементов спортивной дея­тельности в таких видах спорта, как гимнастика, спортивные игры, акробатика.

Осязательные ощущения в совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия предметов: их фор­мы, величины, массы, твердости, упругости и положения в про­странстве, что важно при работе на спортивных снарядах или с мячом.

Особенно следует выделить: а) ощущение прикосновения; б) ощущение давления (помогают определить силу хвата в тяже­лой атлетике, гимнастике и т.п.); в) вибрации (помогает слия­нию движений со спортивным снарядом).

Особая роль в комплексе ощущений, формирующих восприя­тие движения, принадлежит органическим ощущениям, которые сигнализируют о состоянии самого двигательного аппарата. К ним относятся болевые ощущения в мышцах, суставах, ощущения сво­боды и легкости сокращения мышц.

Зрительные и слуховые ощущения в основном выполняют ори­ентирующую и регулирующую функции, помогают осмыслить особенности действия, выделив в нем наиболее существенные моменты, оценить качество выполнения и внести определенные коррективы, чтобы управлять собственной двигательной деятель­ностью.

2. Особенности восприятия

Восприятие движений при выполнении спортивного действия отражает различные особенности и свойства этого действия (ха­рактер, форму, амплитуду, направление, усилие, продолжитель­ность, скорость, положение).

Восприятие времени имеет большое значение, так как отража­ет длительность, скорость, последовательность, темп и ритм дви­жений. Наиболее сложные формы временных отношений спорт­смена — это восприятие темпа и ритма.

В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп определяет быст­роту, с которой одно движение сменяется другим. От темпа дей­ствий во многом зависит интенсивность физических упражне­ний и их координационная структура, поэтому овладеть опти­мальным темпом движений — особенно важная задача техничес­кой подготовки спортсменов, особенно в циклических видах спорта.

Восприятие ритма основано на определенном чередовании дей­ствий, движений и их размеренности. Ритм позволяет установить правильное чередование движений и их элементов, поэтому вос­приятие ритма исключительно важно в технической подготовке спортсмена. Во многих видах спорта часто подчеркивается «рит­мический рисунок» спортивного действия. В таких случаях гово­рят, что рисунок нельзя изменять, так как это нарушит характер движения или действия.

В процессе занятий конкретным видом спорта у спортсмена следует сформировать специализированное восприятие. В основе спе­циализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, которые поступают в различные анализаторные си­стемы. В спорте имеются, например, такие специальные восприя­тия, как «чувство дистанции», «чувство высоты», «чувство воды» и т.д.

3. Особенности внимания и памяти

Внимание в технической подготовке спортсмена выполняет организующую, координирующую, контролирующую, регулиру­ющую и стимулирующую функции. Отметим следующие особен­ности внимания:

сосредоточение, т.е. способность спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, не отвлекаясь на восприятие всего остального, необходимо в любых видах спорта;

распределение внимания на несколько объектов (особенно важно при выполнении технических приемов в сложной обстановке);

переключение помогает быстро и точно переходить от одних дей­ствий и движений к другим;

устойчивость внимания обеспечивает стабильность и надеж­ность выполнения технических приемов на протяжении длитель­ного времени.

Важную роль в технической подготовке спортсмена играет осо­знанное запоминание изучаемых движений. Основу двигательной памяти составляют мышечно-двигательные образы заученных дви­жений и логически обоснованные компоненты движений, характерные для данного вида технического приема пространственные и временные отношения, а также взаимосвязанность отдельных элементов движения или действия.