8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением. Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме этого следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им.
Факторы, обусловливающие межличностные контакты в спортивной деятельности, характеризуются:
успешностью или неуспешностью деятельности;
уровнем подготовленности спортсменов;
статусно-ролевыми отношениями членов команды;
межличностными отношениями;
индивидуально-психологическими особенностями спортсменов.
Критерии, определяющие оптимальность общения, характеризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, во-первых, специфическим условиям и требованиям задач коммуникации и деятельности, во-вторых, особенностям непосредственных участников контактирования. В данном случае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.
В межличностных контактах решаются две взаимосвязанные задачи — коммуникативная и деятельностная. Решение коммуникативной задачи связано не столько с информацией, сколько с воздействием на партнера с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая коммуникативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др. В спорте выделяют три деятельностные задачи: обучение, воспитание и достижение определенного результата (победа в соревновании).
Задачи обучения определяются специальными приемами, методами и средствами общения, элементами развития и совершенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в коллективе).
Задачи воспитания направлены на развитие статусно-ролевых отношений, чтобы привести их в соответствие с условиями взаимодействия.
Задачи, ориентированные на результат деятельности, ведут к развитию и совершенствованию групповой организации, согласованию действий спортсменов, точности и своевременности совместных действий.
Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязанно. В психологии спорта выделяют принципы, способствующие успешному решению этих задач:
адекватность общения по содержанию (соответствие целям, задачам, групповым установкам);
адекватность общения по направленности (включение в коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разрывов в межличностных отношениях, преобладание делового общения);
адекватность общения по интенсивности (соответствие количества обращений характеру взаимоотношений и сложности решаемых задач).
Управлять общением в спортивной группе — значит организовать управление групповым поведением, коммуникацией, совместной деятельностью членов группы, оптимизируя их общение. Как правило, эту работу проводят тренер и психолог спортивной группы (команды).
В целях успешной организации управления групповым поведением тренер и психолог используют определенные способы, связанные:
с ограничением деятельности в нежелательном направлении;
с регулированием поведения с помощью распоряжений, приказов и установок;
с организацией деятельности через массовые социально-психологические явления, возникающие в процессе общения личностей;
а также косвенный способ.
Ограничение деятельности в нежелательном направлении — это метод стимулирования тех поведенческих проявлений, которые соответствуют предъявляемым требованиям («стимул —организм — реакция»).
Регулирование поведения с помощью распоряжений, приказов и установок связано с ограничением деятельности в нежедательном направлении, что возможно только при условии запрета общения в определенных ситуациях взаимодействия партнеров.
Организация деятельности через массовые социально-психологические явления требует предварительной работы со спортсменами по усвоению ими принципа: «каждый член группы — это продукт социальной среды, который обязан подчиняться определенным социальным нормам, предписаниям и законам».
Косвенный способ характеризуется тем, что руководитель не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет внешние условия деятельности, что каждый член группы вынужден выбирать именно ту форму деятельности, которая желательна руководителю. Например, для выполнения на тренировке какого-либо задания тренер соединяет во взаимодействующую пару спортсменов, не испытывающих симпатии друг к другу. Предлагаемое тренером упражнение выполнять необходимо, в ходе его выполнения между партнерами растет интенсивное общение. Важно отметить, что использование косвенного способа требует предварительной оценки тренером (или психологом) индивидуальных особенностей спортсменов, их взаимоотношений, уровня их спортивного мастерства, соотношения этих данных с характером планируемого упражнения и прогнозирования возможного результата такого взаимодействия.
Управление коммуникацией в спортивной группе связано с организацией ситуаций, исключающих нежелательные формы общения и взаимовлияния у членов группы. Главным является изменение ситуационной установки спортсменов.
Выделяют три основных компонента установки: познавательный (компетентность и деловые качества); эмоциональный (симпатия—антипатия); поведенческий (программа действий и отношение к партнеру в определенной ситуации). Используя эти компоненты установки, тренер может легко справиться с данной задачей. Известно, что главным звеном в формировании отношений между спортсменами является уровень спортивного мастерства (компетентность и деловые качества).
Экспериментально доказано, что при работе с группой спортсменов тренер добивается максимальных результатов в управлении коммуникацией, если регулирует направленность общения так, чтобы психические связи между членами группы совпадали с деятельностными связями, соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия. В этом случае тренер должен прилагать особые усилия к работе с лидерами группы, главным образом с отрицательными.
Важно грамотно построить свою работу. Тренеру следует разделить процесс работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе важно:
провести серию наблюдений за общением и результативностью действий лидера, чтобы выяснить, в каких ситуациях его поведение нежелательно, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены его негативные реакции;
выявить внутреннюю психологическую картину конфликтов через индивидуальные беседы со всеми участниками совместной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и поведения партнеров;
проанализировать поведение лидера и совместно с ним выяснить: как он понимает свое поведение, какую роль отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.
На основном этапе следует:
составить конкретную программу действий и поведения лидера в изученных ситуациях (ориентируясь на контакт с определенными партнерами);
разъяснить лидеру цель и содержание предполагаемых изменений в его поведении и действиях;
организовать обучение лидера правилам эффективного общения, формируя у него способность более чутко реагировать на состояние партнеров по спортивной деятельности, понимать их;
реализация программы.
На заключительном этапе необходимо:
наблюдать за общением и результативностью деятельности лидера, чтобы своевременно выявлять недостатки в работе;
отметить изменения в отношениях между спортсменами и в результативности их совместной деятельности в ходе собственных наблюдений и бесед со всеми участниками деятельности;
провести анализ реальных изменений во взаимоотношениях в группе, в деятельности спортсменов, в поведении лидера, пытаясь совместно с ним определить его понимание сути проведенных изменений и реальных результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;
внести необходимые корректировки в план дальнейшей работы, в действия и поведение лидера.
Для оптимизации общения в спортивных группах следует выполнять ряд требований:
проводить предварительное планирование воздействий и желаемых (возможных) внутригрупповых связей;
организовывать межличностное общение и взаимовлияние между членами группы;
регулировать и корректировать воздействия на основе текущего контроля за их эффективностью;
обязательно проверять, соответствуют ли результаты воздействий ожиданиям.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта