8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивной команде, или спортивной группе, присущи социально-психологические особенности, свойственные малым группам1.
Психология и поведение любого человека существенно зависят от социальной среды. Социальная среда — это сложно устроенное общество, в котором люди объединяются в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые группы. Существуют понятия «большие группы» и «малые группы»:
а) большие группы — это государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
б) малые группы — небольшие объединения людей (от 2 — 3 до 20 — 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения.
Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные2.
Отношения возникают:
официальные — на должностной основе;
неофициальные — на базе личных или частных взаимоотношений людей;
деловые — в связи с совместной работой или по ее поводу;
личные — независимо от работы;
рациональные — на основе знания людей друг о друге и их объективной оценки;
эмоциональные — на основе субъективной оценки, основанной на индивидуальном восприятии человека человеком;
отношения руководства — управление группой или ее самоуправление через официально назначенных (руководители) и неофициальных лиц (лидеры);
отношения подчинения — подчинение отдельных членов группы руководителем или лидером группы.
Отношения в группах закономерно меняются. На первом этапе развития они могут быть относительно нейтральными, затем становятся либо конфликтными, либо коллективистскими.
Спортивная группа — одна из разновидностей малых групп, включающая в себя от 2 до 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом и возрастом спортсмена, правилами и нормами.
Следует различать спортивные и физкультурные группы. Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем руководства, не направлена на достижение высоких личных или командных спортивных результатов. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.
Спортивная группа — это сложное структурное образование, состоящее из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер —спортсмен) и по горизонтали (спортсмен —спортсмен), сплоченности и согласованности. Между этими подструктурами существуют взаимопроникновения и взаимоотношения.
Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур. В соответствии с общими законами существования малых групп выделяют формальную и неформальную структуры.
Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности на основе приказов, распоряжений, указаний вышестоящих организаций и требований тренера, взаимоотношений спортсменов.
Неформальная структура складывается в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.
Главная особенность формальной структуры состоит в том, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.
В то же время, если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Исключение из отношений между членами группы эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту.
Соотношение формальной и неформальной структур в единой структурной системе должно быть оптимальным.
Это способствует эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования формальной структуры:
инструкции, установки, программа деятельности, разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;
нормы и правила, создаваемые в самой группе в процессе основной деятельности;
потребности и мотивы членов группы;
потребности и мотивы тренера;
требования сложившейся ситуации;
- перспективные цели и задачи основной деятельности. Кроме того, учитываются и такие факторы, как совместимость,
идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.
Размеры спортивных групп
Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов — 10—15, по мнению других — 25 — 40 человек. Работы некоторых отечественных психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6 — 7 человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют:
а) легче устанавливать контакты;
б) лучше узнать личные качества и способности каждого;
в) в максимальные сроки и с минимальным искажением пере-' давать информацию друг другу.
Для определения оптимальных границ формальной группы следует учитывать: 1) цели и задачи; 2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды).
Признаки спортивных групп
Спортивной группе свойственны некоторые признаки малой группы':
автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;
сплоченность, наличие чувства «Мы»;
контроль за поведением членов группы;
положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому в ней положению);
иерархия членов группы;
конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок);
добровольность входа и выхода из группы;
стремление сохранить оптимальную численность группы;
интимность (члены группы в достаточной степени знакомы с личной жизнью каждого);
стабильность;
референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее;
психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают или не получают удовлетворение.
Спортивной группе присущи также некоторые особые признаки2:
направленность на достижение высоких личных и командных результатов;
специфичность ролевых действий;
относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень членов группы;
половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта);
специфичность мотивов вступления в группу и присутствия в ней;
спонтанность организации.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта