logo
психол спорта / Психология ФизВосп

4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1

Моделирование деятельности как метод организации учебного процесса составляет основу рационализации и повышения эф­фективности (совершенствования) методов и средств, необходи­мых для обучения и воспитания в спорте.

Моделирование деятельности — это процесс мысленного со­зидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагае­мых условиях. «Проигрывание» — это род эксперимента, который осуществляется в цепи умственных действий. Важно, что мыслен­ное выполнение действий — это всегда идеомоторная тренировка. Действуя в уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Как известно, двигательные представления основыва­ются на воспроизведении в коре головного мозга многообразных временных связей, внешний эффект которых проявляется в дви­гательных, вегетативных и других реакциях, соответственно тем из них, которые возникают при практическом выполнении вооб­ражаемых действий.

Кроме того, моделирование деятельности в значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью модельного экс­перимента создается дополнительная возможность получить наи­более полную характеристику не только о самом объекте позна­ния, но и о методах (вариантах) более рационального ответного действия.

Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено — модель. Метод моделирования как эле­мент научного познания представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов (явлений) с целью их изучения или повторения (воспроизведения).

В настоящее время метод моделирования рассматривается как основной инструмент в изучении сложных психофизиологиче­ских систем с целью управлять ими. Методы моделирования ши­роко используются в биологии, медицине, педагогике, психоло­гии, физической культуре и спорте.

Применение моделирования способствует развитию и форми­рованию у спортсменов логического мышления, т.е. умения рас­суждать, сопоставляя данные предлагаемой к решению ситуации, найти необходимый вариант рационального решения. Теоретиче­ские и практические модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды возникает проблемная ситуация: сначала — при теоретическом изучении материала, затем — при практическом воспроизведении модели в реальных условиях.

Преимущества моделирования заключаются и в том, что от занимающихся требуется максимум внутренней мыслительной активности, что интенсифицирует у них процессы развития ин­теллектуальных способностей.

Использование моделей в ходе обучения повышает возмож­ность эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Такая система передачи знаний обеспечивает создание проблем­ной ситуации, организацию обратной связи и получение объек­тивных сведений о качестве усвоения изучаемого материала.

Модели имеют свою классификацию, основанную на матери­алистическом понимании модели как средства отображения, вос­произведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания.

В спортивной практике наиболее приемлема классификация моделей, представленная А.А.Братко, П.Л.Волковым, А.Н.Кочергиным и Г. И. Царегородцевым', которые подразделяют все мо­дели на три типа: 1) физические вещественные; 2) вещественно-математические; 3) логико-математические.

К первому типу (физические вещественные) относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления и сохраняю­щие, как правило, геометрическое подобие оригиналу, отличаю­щиеся от него лишь размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т.п. Например, в гимнастике — создание шарнирных моделей гимнастов.

Ко второму типу относятся модели, имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую при­роду, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание. Сюда следует отнести: а) модели требований к иде­альному спортсмену; б) моделирование соревновательных усло­вий; в) применение на тренировках технических средств обуче­ния; г) разработки новых схем планирования учебно-трениро­вочного процесса.

К третьему типу относятся модели, конструируемые из знаков.

В этих моделях физическая, химическая или биологическая ха­рактеристика прототипа и модели уже не играет никакой роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и матема­тические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: а) роста спортивных результатов; б) уровня тренированно­сти; в) структуры физического (технического) мастерства; г) сте­пени надежности соревновательной деятельности спортсмена и др.

Для решения задачи по обеспечению моделирования во время спортивных занятий следует выделить ряд положений, которым должны соответствовать модели.

Согласно общепедагогическим принципам такие модели дол­жны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались информатив­ностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались обучающимися.

Важно, чтобы модели имели такую структуру, которая позво­ляла бы использовать их при индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в спортивной практике.

Следует учитывать и особенности спортивной деятельности (специальные психолого-педагогические требования и особенно­сти данного вида спорта). Во-первых, это организация процесса развития и формирования интеллектуальных способностей спорт­смена; во-вторых, это обеспечение оптимального уровня готов­ности знаний; в-третьих, — соответствие моделей психолого-пе­дагогическим принципам моделирования в спорте (для практи­ческих и теоретических занятий).

Составляя модели, важно учитывать следующие принципы:

  1. они должны соответствовать конкретным ситуациям и объек­там, действительно существующим на практике в данном виде спорта;

  2. чтобы вызывать интерес у занимающихся, модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны.

  3. содержание модели должно полностью соответствовать ква­лификации спортсменов;

  4. каждая модель или группа моделей должны быть определен­ным звеном в системе организации спортивной деятельности, которое связано, по сути, со всеми аспектами подготовки спорт­сменов;

  5. каждая модель должна содержать в себе механизмы рацио­нального решения проблем, включенных в их содержание (следу­ет учитывать, что модель может иметь несколько вариантов реше­ния, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям).

Контрольные вопросы и задания

  1. Из чего состоят представления о физических качествах?

  2. Чем отличается двигательный навык от двигательного умения?

  1. Какие виды ощущений мышечного напряжения вы знаете? К како­му типу ощущений они относятся?

  1. Какие ощущения называются органическими?

  2. Что такое восприятие времени при выполнении упражнений?

  3. Что находится в основе специализированного восприятия?

  4. Для чего спортсмену необходима высокая устойчивость внимания?

  5. Что такое двигательная память?

  6. Какие функции нужны для решения тактической задачи?

  1. Что такое тактическое мышление спортсмена?

  2. Что такое гибкость мышления спортсмена?

  3. Какие требования предъявляют к плану тактических действий?

  4. Какие действия необходимы для реализации тактического плана?

  5. Почему антиципация является одним из ведущих факторов техни­ко-тактического мастерства спортсменов?

  6. Перечислите виды антиципации.

  7. Дайте характеристику моделированию как методу подготовки спорт­сменов к соревнованиям.

17. Какие принципы составления моделей спортивной деятельности вам известны?

Рекомендуемая литература

Аверченко Л. К. и др. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.; Новосибирск, 1999.

Гогунов Е. И. Методические рекомендации по организации подготов­ки стрелков из лука к преодолению экстремальных ситуаций соревнова­тельного характера. — М.; Тольятти, 1998.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.

Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — М., 1977.

Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991.

Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.

Немое Р. С. Психология. Кн. 2: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 1998.

Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плах-тиенко. — М., 1986.

Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.

Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.

Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный ре­зультат. — М., 1983.

Родионов А. В. Спортсмен прогнозирует решение. — М., 1971.

Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. — М., 1982.

Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984.