logo
психол спорта / Психология ФизВосп

4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов

(по В.В.Медведеву)

Практические задачи решаются не только посредством техни­ческих приемов, но и с помощью психологического воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих воз­можностей и намерений, в демонстрации уверенности и готовно­сти к борьбе и т.д. Тактическое мастерство спортсмена тесно свя­зано с уровнем развития физических, технических и психологи­ческих качеств. Тактические действия в спорте представляют со­бой комплексную деятельность спортсмена, которая требует пер­цептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Они являются результатом творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным исполь­зованием физических качеств, технических умений, навыков и проявлением психических (познавательных, эмоционально-воле­вых, психомоторных) способностей.

В структуру тактического действия входят: 1) восприятие спортивной ситуации; 2) умственное решение тактической задачи; 3) психомоторная реализация тактической задачи (по В.В.Мед­ведеву).

Восприятие спортивной ситуации представляет собой первич­ную фазу тактического действия. От того, насколько полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение име­ют интенсивность и устойчивость внимания, готовность к про­странственному восприятию.

Умственное решение тактической задачи — сложный про­цесс, в ходе которого необходимо: а) на основе непрерывного восприятия действий соперника, партнера оценивать сложив­шуюся ситуацию и принимать решение; б) решение принимать на основе не только мыслительных операций, анализа, синтеза и умозаключения, но и разгадывания замыслов противника (предвидения его действий и прогнозирования последующих событий). В этой фазе основную роль играет мышление спорт­смена. Определенное значение имеет память и творческое вооб­ражение.

Психомоторная реализация тактической задачи осуществляет­ся в виде движений. В этой фазе очень важны сенсомоторная коор­динация, быстрота и точность действий.