2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
Воображение — процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений1.
В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться. Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение как психический процесс может функционировать на разных уровнях. Различие их определяется тем, насколько активно и сознательно относится человек к этому процессу. Основываясь на таком положении, в психологии выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное (А. В.Брушлинский, С.Ю.Головин, Л.Д.Столяренко и др.).
Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь. Воображение выступает как замена деятельности. С его помощью человек отказывается от необходимости действовать. Примером такого воображения в спорте служит мечтательность спортсмена, которая характеризуется представлениями о победе, славе и т.д. Главное в этих мечтах — не достижение результата, а лично значимые последствия. Например, «Что я сделаю с денежным вознаграждением?» Такого человека считают фантазером, занятым «пустыми мечтами». Практика показывает, что эти люди обладают бедным личным опытом, неразвитой критичностью мышления, слабой волей. Если не сдерживать подобные фантазии, то спортсмен может полностью отказаться от спортивно-образовательной деятельности. Он склонен возомнить о себе много такого, чего нет на самом деле. Его воображение со временем будет определяться самыми невероятными и неосуществимыми образами. Эти образы в психологии называются грезами. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, который готовится к выступлению на соревновании. Естественно, что всем людям свойственно грезить о приятном. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической активности, то это уже дефект развития. Такие грезы всегда отрицательно влияют на жизнедеятельность человека. Для субъекта деятельности это трагедия.
Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения — непременный атрибут любой деятельности. Так, спортсмен, готовящийся к практическому выполнению физического упражнения, воссоздает его образ перед началом реальных действий. Известно, что этот прием благоприятно влияет на результат деятельности. Воссоздающее воображение определяется ценностью в случаях, когда субъект использует приемы отвлечения от действительности с целью саморегуляции эмоционального состояния. Важно уметь воссоздавать и удерживать в сознании картины прошлого, связанные с ощущением спокойствия и уверенности.
Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа или идеи. Понятие «новый» следует понимать как объективно новое (образ, не существующий в действительности) и субъективно новое (образ, являющийся новым для данного человека). Этот вид воображения характеризуется как активный, целеустремленный процесс оперирования наглядными представлениями в целях удовлетворения потребностей.
В творческом воображении создание образа стимулируется не только потребностями, но и интересами деятельности. Например, спортсмен на практике использует лишь один способ преодоления препятствия; другие приемы он знает, но они остаются нереализованными.
Физкультурно-спортивная деятельность связана с представлениями о таких видах воображения, как конкретное и абстрактное. Эти виды широко рассматривает С.Л.Рубинштейн (1989). Образы, которыми оперирует человек, различны. Это могут быть образы единичные, вещественные, типизированные и обобщенные. Принципиально можно составить целую иерархию образов воображения. Например, с помощью соотношения .единичного и общего. Такой подход имеет ценность для определения качественных составляющих реализации воображения в деятельности. Это могут быть мыслительные операции, качества ума или личности, виды памяти, внимания или ощущений.
Очевидно, что чем разнообразнее образы, которые использует субъект в творческом воображении, тем выше их полезность.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта