logo
психол спорта / Психология ФизВосп

2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений

Воображение процесс создания образа предмета или ситуа­ции путем перестройки имеющихся представлений1.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведе­ние, но и представлять возможные условия, в которых это пове­дение будет осуществляться. Воображение выражается: 1) в постро­ении образа средств и конечного результата деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация яв­ляется неопределенной; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании обра­зов, соответствующих описанию объекта.

Воображение как психический процесс может функциониро­вать на разных уровнях. Различие их определяется тем, насколько активно и сознательно относится человек к этому процессу. Осно­вываясь на таком положении, в психологии выделяют два основ­ных вида воображения: пассивное и активное (А. В.Брушлинский, С.Ю.Головин, Л.Д.Столяренко и др.).

Для пассивного воображения характерно создание образов, ко­торые не воплощаются в жизнь. Воображение выступает как за­мена деятельности. С его помощью человек отказывается от не­обходимости действовать. Примером такого воображения в спорте служит мечтательность спортсмена, которая характеризуется пред­ставлениями о победе, славе и т.д. Главное в этих мечтах — не достижение результата, а лично значимые последствия. Напри­мер, «Что я сделаю с денежным вознаграждением?» Такого че­ловека считают фантазером, занятым «пустыми мечтами». Прак­тика показывает, что эти люди обладают бедным личным опы­том, неразвитой критичностью мышления, слабой волей. Если не сдерживать подобные фантазии, то спортсмен может полно­стью отказаться от спортивно-образовательной деятельности. Он склонен возомнить о себе много такого, чего нет на самом деле. Его воображение со временем будет определяться самыми неве­роятными и неосуществимыми образами. Эти образы в психоло­гии называются грезами. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, который готовится к выступле­нию на соревновании. Естественно, что всем людям свойственно грезить о приятном. Но если грезы начинают подменять деятель­ность и преобладать в психической активности, то это уже де­фект развития. Такие грезы всегда отрицательно влияют на жиз­недеятельность человека. Для субъекта деятельности это траге­дия.

Активное воображение может быть воссоздающим и творчес­ким.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид вообра­жения — непременный атрибут любой деятельности. Так, спорт­смен, готовящийся к практическому выполнению физического упражнения, воссоздает его образ перед началом реальных дей­ствий. Известно, что этот прием благоприятно влияет на резуль­тат деятельности. Воссоздающее воображение определяется цен­ностью в случаях, когда субъект использует приемы отвлечения от действительности с целью саморегуляции эмоционального со­стояния. Важно уметь воссоздавать и удерживать в сознании кар­тины прошлого, связанные с ощущением спокойствия и уверен­ности.

Творческое воображение выражается в создании нового, ориги­нального образа или идеи. Понятие «новый» следует понимать как объективно новое (образ, не существующий в действительности) и субъективно новое (образ, являющийся новым для данного че­ловека). Этот вид воображения характеризуется как активный, це­леустремленный процесс оперирования наглядными представле­ниями в целях удовлетворения потребностей.

В творческом воображении создание образа стимулируется не только потребностями, но и интересами деятельности. Например, спортсмен на практике использует лишь один способ преодоле­ния препятствия; другие приемы он знает, но они остаются нере­ализованными.

Физкультурно-спортивная деятельность связана с представле­ниями о таких видах воображения, как конкретное и абстрактное. Эти виды широко рассматривает С.Л.Рубинштейн (1989). Обра­зы, которыми оперирует человек, различны. Это могут быть обра­зы единичные, вещественные, типизированные и обобщенные. Принципиально можно составить целую иерархию образов вооб­ражения. Например, с помощью соотношения .единичного и об­щего. Такой подход имеет ценность для определения качествен­ных составляющих реализации воображения в деятельности. Это могут быть мыслительные операции, качества ума или личности, виды памяти, внимания или ощущений.

Очевидно, что чем разнообразнее образы, которые использует субъект в творческом воображении, тем выше их полезность.