logo search
афк евсеев 1 том

Глава 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования

Впервые в нашей стране специальность высшего профессиональ­ного образования 022500 — Физическая культура для лиц с отклонени­ями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была ут­верждена приказом Государственного комитета Российской Федерации ^ по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специальности ОО (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника — третий уровень высшего профессионального образования).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции № 4 от 12 января 2005 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образова­ния» специальность 032102 — Физическая культура для лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) вклю­чена в Перечень специальностей высшей школы в группу 030000 — «Гуманитарные науки». Государственный образовательный стандарт вто­рого поколения по этой специальности был утвержден 02 июня 2000 г.

Проект Государственного образовательного стандарта первого поко­ления по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необходи­мых для открытия новой специальности документов были разработаны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической, культуры им. П.Ф. Лссгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензировании представленных в учебно-методическое объединение по образованию в Н области физической культуры документов, большую помощь по совер­шенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,

которые, по предложению руководителя проекта, были включены в число соавторов этого документа. В первой версии Госстандарта приведен пере­чень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, СП. Евсеев (руко­водитель), В.Е. Каган, ВА. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жиленко-ва, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, И.О. Рубцова.

Лицам, успешно освоившим основную образовательную програм­му подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной фор­ме обучения - 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возмож­ность увеличения сроков освоения программы на 1 год.

Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоакту­ализации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек — человек» должны опираться на глубокую интегра­цию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечи­вающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и про­цессуальное развитие деятельности в различных сферах физической куль­туры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по адап­тивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также него­сударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обу­чаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них:

Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющи­ми отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов):

— спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую);

— рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

— образовательно-профессиональную, коррекционную и консуль­тативную;

Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусмат­ривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию цик­лам Госстандарта по специальности 032101 - Физическая культура и спорт.

Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими об­разовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наи­менований (табл. 1), основные дисциплины специальности - 10 наиме­нований (табл. 2) и дисциплины специализаций - 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специали­заций (или из того количества, которое реализуется в конкретном об­разовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.

Что касается содержания основной образовательной программы под­готовки специалиста по адаптивной физической культуре, то оно пред­ставлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).

Первый блок включает в себя традиционные для физической куль­туры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельнос­ти и методики обучения, биомеханику.

Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые исполь­зуются в медицинском образовании: комплексная реабилитация боль­ных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физичес­кая реабилитация, массаж.

Таблица 1