logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников раз­ного возраста.

Как отмечает Е. П. Ильин, в младшем школьном возрасте лег­ко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 — 8 лет могут удерживать произвольное внимание с вы­сокой степенью интенсивности только 10—15 минут. Эксперимен­тально доказано, что младшие школьники не способны сосредо­точенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это отводится 8—10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями дан­ного периода развития психики школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и пред­ставлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетен­цию» как аспект самосознания, которое наряду с теоретическим рефлексивным мышлением составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не за­тягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам мини­мальное количество заданий на самоанализ движений и, объяс­няя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена могут удерживать произвольное вни­мание в течение 40 — 45 минут, если выполняемая деятельность вызывает у них интерес. Однако им свойственна также повышен­ная отвлекаемость. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активно­сти. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный ре­зультат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству вы­полнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

Учителю физической культуры следует: использовать разнооб­разные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, про­водить индивидуальное обучение, максимально обогащая содер­жание учебного материала жизненно необходимыми социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые соответствовали бы современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длитель­ного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рас­сказу, показу упражнения). Их интерес распространяется и на вы­яснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного мате­риала, то для старшеклассников важным становится его содержа­ние.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое вни­мание на уроках физической культуры. Разработанная Е. П. Ильи­ным система проведения занятий обеспечивает повышение и ста­бильность произвольного внимания. Она включает следующие по­ложения.

В течение всего урока необходимо поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

При пояснении упражнений:

При выполнении учениками учебного задания:

- вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. Необходимо помнить, что сильное эмоциональное воз­буждение мешает сосредоточить внимание на технической сто­роне упражнения, поэтому перед разучиванием техники движений нецелесообразно использовать упражнения, доставляющие детям радость;

Внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного вни­мания, которое возможно лишь при наличии волевых усилий. Раз­витие волевых качеств означает и развитие внимания. Следова­тельно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать уча­щихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и про­должительность выполняемой работы, требующей внимания, по­степенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение учеников к де­ятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному зада­нию, к урокам физической культуры в целом.