logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

2.6. Особенности проявления памяти1

Память это процессы запоминания, сохранения и воспро­изведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений2. Дру­гими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Ос­новная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощу­щения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Па­мять служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведени­ем, деятельностью. Без памяти он всегда оставался бы в состоя­нии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памя­ти: при показе физических упражнений ведущая роль принадле­жит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) превалируют слуховая и словесно-логическая память; при выпол­нении физических упражнений — двигательная, тактильная, вес­тибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действии, раз­личных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-ло­гическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроиз­ведения слов, понятий. Если слуховая память обеспечивает в ос­новном ориентировку человека в окружающей обстановке, то сло­весно-логическая помогает человеку мыслить (использование внут­ренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и пони­мать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют дви­гательная, тактильная и вестибулярная память, основанные на запоминании, сохранении и воспроизведении сигналов, посту­пающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепто­ров кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти использу­ются человеком при разучивании физических упражнений и ис­полнении их. Известно, что разные движения (их параметры) за­учиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необ­ходимых для выполнения тех или иных действий, легче — про­странственные параметры действий, еще легче — временные па­раметры движений. Экспериментально показано, что соотноше­ние степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2: 1. Известны и особенности запоми­нания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I —III классов затрачивают больше времени на заучива­ние движений; по сравнению со старшеклассниками — на 50%, заучивая степень мышечных усилий; на 25 %, запоминая ампли­туды движений; на 11 %, усваивая временные соотношения дви­жений.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные пере­живания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удержи­вают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания мо­гут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физи­ческих упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают к действию, делают его увереннее.

Любая деятельность, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом вос­питании имеет память на движения. Они запоминаются зритель­но, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмо­ционально. За счет различных модальностей восприятия и воз­никновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполне­нии двигательных действий.