logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце­ лесообразными и почему?

1. Известный голландский конькобежец К.Форкерк рассказы­вал: «Накануне ответственного соревнования вечером Эдди Ферхейн предложил немного прогуляться вдвоем. Я отказался. Лучше пойду один.

Позже я пожалел об этом, но в тот момент не мог иначе. Очень нервничал. Если бы пошли вместе, может, за разговорами рассея­лись бы мои переживания, но я остался один, как всегда, — такая уж моя система подготовки.

Утром я уже чувствовал себя превосходно: встал в отличном настроении и постоянно твердил себе: "Я должен выиграть!"».

2. К.Форкерк: «Я считаю, что успех спортсмена на 90% зависит от него самого.

Умение сконцентрироваться, войти в форму, верить в собствен­ные силы — кому, как не спортсмену, думать об этом? Но оста­ются еще 10 % успеха, которые зависят от тех, кто рядом, от ва­ших спутников (друзей, тренера, психолога, врача)».

3. Л.Латынина (олимпийская чемпионка по гимнастике) вспо­минала: «Во время выступления я никогда не смотрю в зал. Я ни­когда не могу задерживаться взглядом на чьем-то лице, улыб­нуться судье. Я никого не вижу, никого не могу заметить. Вижу снаряд или ковер и знаю — зритель здесь, в зале. Выступаю я для них — да, конечно. Выступаю я для себя — разумеется. Я переста­ну соревноваться в тот день, когда пойму, что уже не приношу радости людям и себе. А пока это не так, я готова бороться».

5. Среди примеров, раскрывающих переживания спортсменов пе­ред началом или в ходе соревновательной борьбы, найдите: а) спортив­ное воодушевление; б) спортивную злость; в) соревновательное или игровое увлечение; г) предстартовое возбуждение; д) спортивный азарт или перевозбуждение.

  1. Ю.Власов (неоднократный чемпион мира) вспоминает, что однажды, накануне выступления в международном соревновании по тяжелой атлетике, он пытался заснуть. И хотя в комнате было темно и очень спокойно, сон не шел. Лежал и думал о соревнова­нии. Наверное, минуло несколько часов, прежде чем он задремал. Это был чуткий, напряженный сон.

  2. П.Снелл перед последним поворотом вложил все силы в финишный спурт. Сражаясь на прямой, он не думал ни о чем, кроме надвигающейся ленточки. Тогда он почти потерял созна­ние и, пробежав финишный столб, упал в чьи-то руки. Как рассказывает сам Питер: «Я не помню этого... Это была самая быстрая миля в моей жизни — и это позволило нам побить рекорд».

  3. П.Снелл рассказывает о соревновании в беге на 880 метров, где единственным его соперником был Дж. Керр, которому он однажды проиграл на этой дистанции. «Я мирно дрейфовал вдоль предпоследней прямой, когда вдруг Джордж пролетел мимо. В мозгу молнией вспыхнуло воспоминание о прошлом проигрыше. Ну, нет, это не повторится снова.

С отчаянной решимостью я принялся преследовать Джорджа на последнем вираже. Когда мы вышли на прямую, я был позади. Джордж бежал в полную силу, и я пядь за пядью продвигался к нему в отчаянной битве.

Мы прошли 880-метровую отметку грудь в грудь... Я сорвал ленточку на грудь впереди».

  1. Ю. Власов вспоминал о своей победе на международном со­ревновании: «Прикосновение к железу штанги... и я с наслажде­нием, даже с каким-то восторгом захватывал руками гриф. Креп­че и крепче. Это был прекрасный мир мгновенных движений, гу­дения мускулов и счастья. В этом мире не было сомнений...»

  2. К.Форкерк (конькобежец): «Он начал бег со временем луч­шим, чем мое, закончил же дистанцию наравне с Ардом Схенка. Страх и сомнения усиливались. Так всегда бывает, когда следишь за временем основного конкурента... Нервы не выдерживают на­пряжения. Ты знаешь, что бежишь хорошо. И одновременно ис­пытываешь неимоверный страх, что тебя опередят».

  3. Футболист первого разряда рассказывал: «В очень ответствен­ном матче я, отыгрывая мяч вратарю, закатил мяч в свои ворота. Играл я в очень возбужденном состоянии, и это в какой-то мере объясняет мою нерасчетливость. Если я нахожусь в сильном возбуждении, то в любом матче начинаю делать необычные для себя ошибки, теряю быстроту реакции, хуже ориентируюсь».

  1. Футболист (мастер спорта) говорил, что как только начина­ется игра, все его волнение пропадает, он увлекается игрой и не замечает окружающих зрителей. Возникает стремление сделать игру возможно более острой, интересной.

  2. На международных соревнованиях по гимнастике борьба за абсолютное первенство по существу шла между Т. Маниной и Л.Ла­тыниной. Победила Латынина. Она рассказывала о своем разгово­ре с Маниной после соревнований: «... "А вообще-то ты не долж­на была у меня выиграть", — заявила Манина. Я отнеслась к этим словам спокойно: я действительно не была уверена, что выиграла по праву. И сказала в ответ, что она отыграется, еще будет где. Она согласилась: "Обязательно отыграюсь"».

6. Определите, какие предстартовые состояния (стартовая ли­хорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, само­успокоенность, спокойная уверенность) переживают спортсмены в приведенных случаях.

  1. Ю. Власов вспоминал: «В 1959 году на Варшавском чемпиона­те по тяжелой атлетике в борьбе за золотую медаль я столкнулся с американцем Джимом Бредфордом и едва не проиграл. Он бук­вально подавил меня в первом же упражнении — жиме, опередив на 1 кг... Я был совсем новичком и впервые выступал в таких соревнованиях. И я растерялся. Растерялся настолько, что мне по­думалось: "Победить невозможно". Штанга валилась из рук. На душе было скверно... казалось, уже не было силы, которая смогла бы заставить мои мышцы драться за победу».

  2. Спортсмен чувствовал себя предельно собранным и абсо­лютно уверенным. Чувствовал себя бодрым и сильным, был готов к борьбе.

  3. К.Форкерк вспоминал: «Для меня последняя дистанция (10 000 м) была решающей. Я должен был выиграть ее, чтобы стать чемпионом мира. Разница в одну десятую долю секунды мог­ла стать фатальной. Напряжение страшное... Мне казалось, что ве­ликаны стоят на моем пути и тянут меня назад. Никогда раньше я так не боялся дорожки. Я чувствовал себя побежденным уже на старте. И все же я вышел на старт. Я с трудом финишировал. Раз­битый. Без славы».

  4. Спортсмен был вполне удовлетворен течением тренировки и не беспокоился... Он сознавал свои возможности, и пока ре­зультаты были с ним в согласии, ему не нужно было ничего другого. Он твердо верил, что если предварительная работа про­делана добросовестно, конечный результат будет ее логическим следствием... Перед соревнованием чувствовал себя вполне све­жим.

5. Заслуженный тренер СССР Г. Д. Качалин рассказывал, что в 1961 г. (он был тренером сборной команды СССР) за несколько дней до игры футболисты нашей команды наблюдали за игрой своих будущих соперников.

Последние провели эту встречу слабо и неинтересно, хотя ко­манда имела славные традиции и была довольно сильной. После этого наши игроки стали относиться к предстоящему матчу как к простой формальности. И сколько их ни убеждали в том, что про­тивник силен и может играть хорошо, — ничего не помогало. Ре­бята были уверены в легкой победе.

В матче с советской командой противники играли хорошо, первый тайм наши футболисты проиграли 0:1.

  1. Мастер спорта по футболу рассказывал, что обычно перед ответственным матчем он испытывал нервное возбуждение, вол­нение. Перед ним вставали всевозможные игровые ситуации, ко­торые он мысленно разрешал, представлял себе способы борьбы, чувствовал волнение и с нетерпением ждал начала соревнований.

  2. Мастер спорта по футболу (вратарь) рассказывал, что его перед игрой преследовала назойливая мысль о возможности пора­жения, несмотря на то, что команда, против которой предстояло играть, была много слабее той, в которой играл он.

7. Укажите, какие средства психологической подготовки ис­пользованы тренерами в следующих примерах.

  1. Лыжник получил задание пройти дистанцию 5 км в макси­мальном темпе, без отдыха; при этом на лыжи была нанесена совершенно не подходящая по погодным условиям мазь.

  2. В беседе со спортсменом-лыжником тренер спросил его: «Что ты будешь делать, если во время соревнования, в эстафете, на дистанции, у тебя ломается палка?»

8. Определите, какие стадии психического перенапряжения (нер­возность, прочная стеничность, астеничность) присутствуют у спортсменов в указанных ситуациях.

  1. Легкоатлет (прыжки в высоту) старательно выполняет зада­ние тренера на тренировочном занятии, но периодически выра­жает недовольство условиями тренировки: ему кажется, что планка установлена неровно, тренер грубо с ним обращается, погода неустойчивая, к тому же он «неважно» себя чувствует, а тренер при этом много от него требует.

  2. Фехтовальщик на протяжении всей тренировки пребывает в плохом настроении, у него угнетенный вид, он занимается без желания и постоянно ищет причину лишний раз присесть (якобы рапира требует ремонта и т.п.). Тренеру сказал, что тот зря теряет на него время; он все равно бросит занятия спортом: устал и чув­ствует, что достигнутый уровень — его предел. В конце тренировки этот спортсмен устроил скандал товарищам из-за того, что они назвали его слабаком.

9. Ответьте, каково влияние активных и пассивных, положи­ тельных и отрицательных эмоций на деятельность спортсмена в приведенных ниже примерах.

  1. «Наиболее замечательным в этих соревнованиях было то, насколько быстро и легко я пришел в себя. Я уже испытывал не­что подобное после хороших выступлений и это доказывает, что способность к восстановлению действительно зависит от состоя­ния сознания. Когда вы знаете, что добились чего-то действитель­но стоящего, организм погружается в спокойное состояние, в котором все функции легко возвращаются в норму».

  2. Матчу сборной команды СССР с аргентинскими футболи­стами предшествовало появление в аргентинской прессе отрица­тельных отзывов о нашей сборной, которая впервые выступала в этой стране. Прогнозировали неизбежное поражение сборной СССР со счетом 0:3, 0:4. Отрицательные характеристики на отдельных наших игроков были особенно предвзяты. Однако все это оказало мобилизующее влияние на футболистов. Прочтя газеты, они на­строились на настоящий бой. Впервые в истории Аргентина про­играла на своем поле (1:2).

  3. «В течение первого круга (в беге на дистанции 80 метров) лидером был Гарри Филпотт, а на предпоследней прямой второ­го круга я вышел вперед. Я вел бег очень уверенно, как вдруг внезапно Гарри сделал спринтерский рывок и в мгновение ока оставил меня позади. Он прошел мимо с таким ускорением, что я до определенной степени потерял контроль над собой. Когда я пришел в себя, он был уже на пять ярдов впереди и, даже взяв себя в руки, я смог преследовать его весьма вяло».

  4. «Сколько раз я читала и слышала про полную опустошен­ность после победы, смертельную усталость, даже сомнения. А стоило ли опять вступать в эту жесткую игру? Я никогда не переживала подобного. И после победы продолжает действовать тот огромный заряд, что накапливался перед соревнованиями. Ка­русель так раскручивалась, что остановить ее сразу было невоз­можно. У нас хватало сил и на веселье: этому тоже спорт научил».

10. Укажите, какие из перечисленных приемов саморегуляции следует использовать спортсмену в состоянии «стартовой апа­тии» и какие в состоянии «стартовой лихорадки».

  1. Упражнения с большой амплитудой, небыстрые.

  2. Успокаивающий самомассаж.

  3. Интенсивная специальная разминка.

  1. Дыхательные упражнения с глубоким вдохом и медленным выдохом.

  1. Резкие, быстрые движения в неровном ритме.

  2. Сосредоточение взгляда на сине-зеленых тонах.

  3. Прослушивание любимых мелодий.

  4. Идеомоторная разминка.

11. Объясните, какие из приведенных признаков относятся к объективным трудностям, а какие — к субъективным и почему?

  1. Трудности, обусловленные специфическими для данного вида спорта особенностями.

  2. Трудности, одинаковые по своему содержанию для всех спорт­сменов, занимающихся данным видом спорта.

  3. Личное отношение спортсмена к объективным условиям вы­полнения действий в данном виде спорта.

  4. Количественные показатели, варьирующиеся в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.

  5. Трудности, связанные с особенностями личности спортсме­на, его темпераментом и характером.

  6. Трудности, различные для представителей одного и того же вида спорта.

12. Какие условия обеспечивают эффективность воспитания у спортсменов стремления к волевому усилию?

  1. Многократно повторять на занятиях хорошо заученные дей­ствия.

  2. Периодически использовать тренировочные занятия с пре­дельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражне­ниями.

  3. Применять задания, превышающие физические возможно­сти спортсмена.

  1. В отдельных случаях увеличивать время тренировок.

  1. Постепенно усложняя упражнения, требовать от спортсме­на, чтобы он довел все элементы техники до совершенства.

  2. Включать в тренировочные занятия сложные и требующие больших физических усилий упражнения, если они доступны для спортсмена (при условии контроля за качеством их выпол­нения).