logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

8.5. Успешность спортивной деятельности и общение

Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением. Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, не­достаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсме­нов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме этого следует выделить факторы, обусловливающие межличност­ные контакты, критерии оптимальности общения и основы уп­равления им.

Факторы, обусловливающие межличностные контакты в спортивной деятельности, характеризуются:

Критерии, определяющие оптимальность общения, характе­ризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, во-первых, специфическим условиям и требовани­ям задач коммуникации и деятельности, во-вторых, особенно­стям непосредственных участников контактирования. В данном слу­чае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.

В межличностных контактах решаются две взаимосвязанные задачи — коммуникативная и деятельностная. Решение коммуни­кативной задачи связано не столько с информацией, сколько с воздействием на партнера с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая комму­никативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др. В спорте выде­ляют три деятельностные задачи: обучение, воспитание и дости­жение определенного результата (победа в соревновании).

Задачи обучения определяются специальными приемами, методами и средствами общения, элементами развития и совер­шенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в коллективе).

Задачи воспитания направлены на развитие статусно-ро­левых отношений, чтобы привести их в соответствие с условиями взаимодействия.

Задачи, ориентированные на результат деятель­ности, ведут к развитию и совершенствованию групповой орга­низации, согласованию действий спортсменов, точности и свое­временности совместных действий.

Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязанно. В психологии спорта выделяют принципы, спо­собствующие успешному решению этих задач:

  1. адекватность общения по содержанию (соответствие целям, задачам, групповым установкам);

  2. адекватность общения по направленности (включение в коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разры­вов в межличностных отношениях, преобладание делового об­щения);

  3. адекватность общения по интенсивности (соответствие ко­личества обращений характеру взаимоотношений и сложности решаемых задач).

Управлять общением в спортивной группе — значит органи­зовать управление групповым поведением, коммуникацией, со­вместной деятельностью членов группы, оптимизируя их обще­ние. Как правило, эту работу проводят тренер и психолог спортив­ной группы (команды).

В целях успешной организации управления групповым поведе­нием тренер и психолог используют определенные способы, свя­занные:

Ограничение деятельности в нежелательном направлении — это метод стимулирования тех поведенческих проявлений, которые соответствуют предъявляемым требованиям («стимул —организм — реакция»).

Регулирование поведения с помощью распоряжений, прика­зов и установок связано с ограничением деятельности в нежедательном направлении, что возможно только при условии зап­рета общения в определенных ситуациях взаимодействия парт­неров.

Организация деятельности через массовые социально-психоло­гические явления требует предварительной работы со спортсме­нами по усвоению ими принципа: «каждый член группы — это продукт социальной среды, который обязан подчиняться опреде­ленным социальным нормам, предписаниям и законам».

Косвенный способ характеризуется тем, что руководитель не со­здает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет внешние условия деятельности, что каждый член группы вынуж­ден выбирать именно ту форму деятельности, которая желательна руководителю. Например, для выполнения на тренировке какого-либо задания тренер соединяет во взаимодействующую пару спорт­сменов, не испытывающих симпатии друг к другу. Предлагаемое тренером упражнение выполнять необходимо, в ходе его выпол­нения между партнерами растет интенсивное общение. Важно от­метить, что использование косвенного способа требует предвари­тельной оценки тренером (или психологом) индивидуальных осо­бенностей спортсменов, их взаимоотношений, уровня их спортив­ного мастерства, соотношения этих данных с характером плани­руемого упражнения и прогнозирования возможного результата такого взаимодействия.

Управление коммуникацией в спортивной группе связано с организацией ситуаций, исключающих нежелательные формы общения и взаимовлияния у членов группы. Главным является изменение ситуационной установки спортсменов.

Выделяют три основных компонента установки: познаватель­ный (компетентность и деловые качества); эмоциональный (симпа­тия—антипатия); поведенческий (программа действий и отноше­ние к партнеру в определенной ситуации). Используя эти компо­ненты установки, тренер может легко справиться с данной зада­чей. Известно, что главным звеном в формировании отношений между спортсменами является уровень спортивного мастерства (компетентность и деловые качества).

Экспериментально доказано, что при работе с группой спорт­сменов тренер добивается максимальных результатов в управле­нии коммуникацией, если регулирует направленность общения так, чтобы психические связи между членами группы совпадали с деятельностными связями, соответствовали логике и требовани­ям процесса взаимодействия. В этом случае тренер должен прила­гать особые усилия к работе с лидерами группы, главным обра­зом с отрицательными.

Важно грамотно построить свою работу. Тренеру следует разде­лить процесс работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе важно:

  1. провести серию наблюдений за общением и результатив­ностью действий лидера, чтобы выяснить, в каких ситуациях его поведение нежелательно, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены его негативные реакции;

  2. выявить внутреннюю психологическую картину конфлик­тов через индивидуальные беседы со всеми участниками совмест­ной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и по­ведения партнеров;

  3. проанализировать поведение лидера и совместно с ним вы­яснить: как он понимает свое поведение, какую роль отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и дея­тельность других членов группы.

На основном этапе следует:

  1. составить конкретную программу действий и поведения лидера в изученных ситуациях (ориентируясь на контакт с опре­деленными партнерами);

  2. разъяснить лидеру цель и содержание предполагаемых из­менений в его поведении и действиях;

  3. организовать обучение лидера правилам эффективного об­щения, формируя у него способность более чутко реагировать на состояние партнеров по спортивной деятельности, понимать их;

  4. реализация программы.

На заключительном этапе необходимо:

  1. наблюдать за общением и результативностью деятельности лидера, чтобы своевременно выявлять недостатки в работе;

  2. отметить изменения в отношениях между спортсменами и в результативности их совместной деятельности в ходе собственных наблюдений и бесед со всеми участниками деятельности;

  3. провести анализ реальных изменений во взаимоотношениях в группе, в деятельности спортсменов, в поведении лидера, пы­таясь совместно с ним определить его понимание сути проведен­ных изменений и реальных результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;

  4. внести необходимые корректировки в план дальнейшей ра­боты, в действия и поведение лидера.

Для оптимизации общения в спортивных группах следует вы­полнять ряд требований: