1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
Организация физкультурно-спортивной деятельности как интегрирующей сферы физической и психической активности человека в учебных, тренировочных, соревновательных и оздоровительных действиях связана с рядом функций, которые могли бы отражать сущность субъект-объектных отношений в спортивно-образовательной системе.
Практическая активность — фундамент любых действий. Сущность психики — это следствие необходимости адаптации организма к различным условиям: восприятие объективной реальности, реагирование на ее объекты и коррекция собственной деятельности.
Продуктивность и результативность действий зависит от степени проявления психической активности. Например, в процессах восприятия спортивных ситуаций происходит регуляция эмоционального состояния, реагирования на динамические явления внешних и внутренних условий деятельности, сознательного включения действий и выбора их вариантов. Реализация психической активности здесь сопряжена с повышенными требованиями ко всем элементам психической организации. Функциональная нагрузка определяется значительными усилиями в аспекте согласования психических процессов, явлений и состояний.
В физкультурно-спортивной деятельности особое место занимает интеллектуальная активность. Например, тактическое мастерство находится в прямой зависимости от уровня развития интеллектуальной сферы. Тактические действия требуют проявления перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей и умений. При этом в кратчайшие сроки оптимизируются познавательные, эмоционально-волевые и психомоторные функции при условии контроля со стороны сознания.
Определяются требования к интеллектуальной подготовленности субъекта, которая включает в себя образность и ситуативность, быстроту и гибкость, глубину и критичность мышления.
Высокое функциональное значение интеллектуальной сферы позволяет считать функцию интеллектуальной активности необходимым компонентом эффективности учебных, учебно-тренировочных, соревновательных и оздоровительных действий.
Двигательная активность характеризуется способностью организма адекватно проявлять физические качества. Эффективность реализации этой функции находится в зависимости от развития и состояния психических процессов, алгоритмизации действий, автоматизации и осознанности операций, возможностей речи, качеств личности (психическая и психологическая готовность).
В спортивной деятельности, как и в учебной, наиболее важными считаются волевые действия, которые определяются как сознательный акт, направленный на достижение цели. Успешность проявления такой двигательной активности исходит из закономерностей существования произвольных движений.
И.М.Сеченов (1935) определил три психологические закономерности произвольных движений:
все элементарные формы движения рук, ног, головы, туловища, равно как все комбинированные движения, заученные человеком, — становятся подчиненными воле уже после того, как они заучены;
чем лучше заучено движение, тем легче оно подчиняется воле, и наоборот (крайний случай — невозможность владеть собственными мышцами из-за отсутствия условий для упражнения);
проявление воли необходимо лишь для начала и конца, а также для усиления или ослабления движения; само же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли.
В психологии выделяют такие виды движений, как движения позы, локомоции, мимика, пантомимика, семантические движения, речь, рабочие движения. Для физкультурно-спортивной деятельности важнейшими являются рабочие движения и речь. С помощью речи усваивается и обрабатывается информация, формируется индивидуальный опыт. Рабочие, или произвольные, движения связаны с выполнением действий, которые направлены на достижение цели деятельности.
Двигательная активность имеет свои психофизиологические особенности. Так, например, определенные Н.А. Берштейном (1990) закономерности и механизмы двигательной активности человека позволяют утверждать, что управление движениями посредством одних эффекторных импульсов невозможно. Необходима сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяются, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот механизм обеспечивает предметность движений и их адаптацию к условиям объективной реальности. Знание этой закономерности позволяет совершенствовать приемы тактико-технической подготовки.
Деятельность в физическом воспитании и спорте невозможна без познавательной активности. Важно определить основные направления познания: 1) познание себя как субъекта спортивно-образовательной деятельности; 2) познание чувственной стороны физкультурно-спортивной практики; 3) познание закономерностей и механизмов физкультурно-спортивной деятельности, законов физической культуры и спорта.
Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной ориентации и адаптации. Очевидно, что потребность в движении не определяет стремления человека профессионально заниматься физической культурой или спортом. Она является лишь условием формирования интереса к выполнению физических упражнений. Профессиональная ориентация основывается на мотивации, исходящей из влияния социальных факторов. Например, привлекательность особенностей физической культуры и спорта, спортивной деятельности как профессиональной специализации, аспекты престижности и т.п.
Познавательная активность — необходимое условие учебной деятельности. Она распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Субъект деятельности обязан осваивать специфические элементы общения, самоуправления, режима жизнедеятельности и питания. Он стремится к спортивному мастерству, накоплению физкультурно-спортивного опыта.
1.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА ВИДОВ СПОРТА
Современный спорт многообразен. Существует большое количество видов спорта, а также соревновательных упражнений, входящих в отдельные его виды; разнообразны содержательная и процессуальная стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Психологический анализ спортивной деятельности предполагает систематизацию видов спорта и соревновательных упражнений.
Наиболее рациональной является систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамга-ровым1.
Она отражает характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, и прежде всего — регламентированного соответствующими правилами. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта и это определяет главным образом психологическую специфику. Существуют две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к сопернику — противоборство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.
Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.
Взаимодействие протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий. Эффективность взаимодействия зависит от соответствующих умений и навыков, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.
Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев в систематике Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:
противоборство соперников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие — наличие психического контакта;
взаимодействие партнеров: при взаимосвязанных действиях, при синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.
В результате многообразие видов спорта представлено девятью группами (схема 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Схема 3 Систематика видов спорта (по Т.Т.Джамгарову)
Виды спорта
Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.
Задание
Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя схему 41.
Схема 4
Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта