logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований

Основу спорта составляют два взаимосвязанных вида деятель­ности — тренировки и соревнования. Поэтому термин «психоло­гическое обеспечение спортивной деятельности» имеет прямое от­ношение к процессу тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психо­логического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспе­чить развитие и совершенствование нервно-психических механиз­мов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специальное раз­витие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регу­лируют психическую функцию организма и поведение спортсме­на, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Комплекс мероприятий психологического обеспечения услов­но делится на четыре составляющих компонента: психодиагно­стика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомен­дации, психологическая подготовка, управление состоянием и по­ведением спортсмена (схема 13).

Следует отметить, что эффективность психологического обес­печения тренировки и соревнования зависит от активного исполь­зования этих компонентов как единого целого, другими словами, от суммы данных компонентов.

Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятель­ности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформули­ровать психолого-педагогические и психогигиенические рекомен­дации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.

Психологическая подготовка делится на психологическую под­готовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спорт­смена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключи­тельном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подго­товка к конкретному соревнованию.

Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется сроч­но повлиять на психическое состояние спортсмена.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем заключается смысл этапа выбора прогностических признаков в системе психологического отбора?

  2. Какой методологический принцип психологического отбора обеспе­чит рационализацию программ подготовки и регламентацию нагрузок?

  3. Какие требования психометрии к процессу разработки и использо­вания тестов существуют в практике обследования и освидетельствова­ния спортсменов?

  4. Определите различие между общей психологической и специаль­ной подготовкой спортсменов к соревнованиям.

  5. Охарактеризуйте методы изучения волевых качеств.

  6. Перечислите методы изучения групповой деятельности.

  7. Что такое состояние психической готовности спортсмена к сорев­нованию?

  8. Какова структура психологического обеспечения тренировки?

  9. Какова структура психологического обеспечения соревнования?