logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

8.4. Психологические основы общения в спорте

Общение является предметом специального изучения в раз­личных сферах научного знания: философии, социологии, пси­хологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключения и психология спорта.

С точки зрения философии общение — это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого можно развивать общество, так как развитие предпола­гает постоянное динамическое взаимодействие общества и лич­ности1.

Социальная психология и педагогика понимают общение как процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого кон­тактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень ак­тивности и деятельности непосредственного партнера или парт­неров.

Итак, общение — это процесс, порождаемый условиями не­посредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса уста­навливаются, сохраняются и изменяются отношения между участ­никами совместной деятельности, поэтому межличностное обще­ние — одна из важнейших форм взаимовлияний людей.

В спортивной деятельности общение занимает не последнее место (см. схему 11). Непосредственное межличностное общение можно характеризовать как внешнее и внутреннее. Внешнее меж­личностное общение — это реально наблюдаемое коммуникатив­ное поведение партнеров, выражающееся главным образом в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны обще­ния позволяет получить представление о том, как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация пре­обладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.). Внутреннюю сторону общения составляют:

Важно отметить, что общение в спорте представляет собой от­носительно самостоятельный компонент спортивной деятельно­сти. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориенти­рованным действиям. Общение в спорте ориентировано субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.

Основными функциями общения в спорте (по Ю.Л.Ханину)2 являются:

функция социально-психологического отражения (общение воз­никает как результат и как форма объективированного, созна­тельного отражения партнерами особенностей протекания взаи­модействия);

регулятивная функция (в процессе общения осуществляется не­посредственное или опосредованное воздействие (влияние) парт­неров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей вос­приятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимо­отношений);

познавательная функция (вследствие систематических контак­тов партнеры приобретают самые разные знания о самих себе, о партнерах, о способах деятельности и т.д.);

экспрессивная функция (различные формы речевого и неречево­го общения выражают эмоциональные состояния и переживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности);

функция социального контроля (способы решения двигательных задач, определенные формы поведения, эмоционального реа­гирования и отношений имеют достаточно выраженный норма­тивный характер; их регламентация с помощью групповых и со­циальных норм обеспечивает необходимую целостность и органи­зованность групповой деятельности);

функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентировать­ся в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно относиться к членам группы, организовывать оптимальное общение с партне­рами при выполнении совместной деятельности.

В спортивной деятельности средства общения имеют свои осо­бенности, главным образом, если речь идет о средствах, исполь­зуемых в соревнованиях. Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, команд­ных соревнованиях) решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие сред­ства общения и какие сигналы являются оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов.

Среди речевых средств общения можно выделить следующие:

- оценка действий своих или партнера («я был не прав», «мо­лодец» и т.п.);

- побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д. Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств,

идей, устремлений, решений. В спорте часто используются специ­альные термины, как правило, не понятные посторонним людям. В спортивной практике широко применяются и неречевые сред­ства:

- моторные средства (специфические средства общения в дея­тельности, требующие перемещения участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его пе­ремещение является сигналом для остальных партнеров о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).

При создании специальных речевых и неречевых средств обще­ния тренер обязан соблюдать принцип экономичности (следует ис­пользовать лишь необходимые для взаимодействия сообщения и излагать их кратко, но емко по информативности) и принцип из­быточности (необходимо обеспечивать точную, надежную пере­дачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений или вариативности однообразного сооб­щения).

Направленность общения представляет собой один из важней­ших параметров характеристики межличностных контактов. По направленности общение можно классифицировать следующим образом:

социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);

личностно-ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды);

подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано на самом деле совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер мо­жет сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (чле­на команды).

Важно выделить понятие «содержание общения», так как ана­лиз содержания внутригруппового общения может позволить тре­неру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов.

Существуют специально разработанные схемы анализа обще­ния в спортивной деятельности. К ним относятся:

Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсме­нов во время выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения. Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующую, стимулирующую, оценочно-экспрессивную (положительную или отрицательную).

Для ориентирующей категории характерны обращения спорт­сменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров.

Стимулирующую категорию составляют обращения спортсме­нов, выражающие побуждение партнеров к организации внима­ния, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, напри­мер, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внеш­ней стимуляции.

Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов к собственным действи­ям и действиям партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).

Исследования ведущих специалистов в области организации общения в спорте позволяют сделать вывод о том, что профили общения в разных видах спорта имеют свои особенности. На этом основании представляется целесообразным показать типичные профили общения для ведущих видов спортивных игр (табл. 5), которые используются учителями физической культуры в процес­се обучения в школе (баскетбол, волейбол и гандбол).

Таблица 5 Типичные профили общения в баскетболе, волейболе и гандболе

п/п

Категория общения

Доля различных категорий общения в спортивной деятельности, %

Баскетбол

Волейбол

Гандбол

1

Ориентирующая

61,6

24,5

70,3

2

Стимулирующая

24,7

48,2

15,3

3

Оценочно-экспрессивная (положительная)

7,1

14,6

3,1

4

Оценочно-экспрессивная (отрицательная)

6,6

12,7

11,3

Всего

100

100

100

В соответствии с записью общения по категориям составляется определенный профиль общения (структура внутригруппового общения) для каждого отдельного случая (рис. 3). Например, тре­нер, составляя ежемесячно профиль общения своей команды, может наблюдать динамику изменений в долях преобладания той или иной категории. Зная типический профиль общения (для дан­ного вида спорта), он может проводить специальные занятия со спортсменами, направленные на корректировку их общения в нужном направлении.

Итак, спортивная деятельность определяет особенности обще­ния спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, реша­ют двигательные задачи. К таким особенностям относятся: