logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

6.3. Самосознание школьника

Самосознание — это осознанность своих интересов, стремле­ний, переживаний, знания о самом себе, другими словами, это более или менее целостное и адекватное представление о соб­ственном «Я».

В процессе формирования самосознания у человека появляется определенное отношение к себе (эмоциональный компонент). Сочетаясь со знаниями о себе (содержательный компонент), оно образует неотъемлемую часть самосознания — самооценку, кото­рая является результатом сравнительного познания себя через со­отношение знаний о себе и о других или представлений об иде­альном образе личности. На основании результатов этого процес­са формируется отношение к себе: самоуважение, гордость, тще­славие, презрение, ненависть и др.

Самооценка определяет развитие мнения человека о себе как о личности, которое находится у истоков самопознания. Следова­тельно, самооценка — это основополагающий компонент само­сознания. Самооценка выполняет ряд функций: оценочную («чего я стою»); прогностическую («что я могу»); регулятивную («что я должен делать, как себя вести»).

Таким образом, формирование устойчивой и адекватной са­мооценки у школьника — одна из первостепенных воспитатель­ных задач, связанных с развитием его личности. Формирование самооценки проходит две стадии (Е.П.Ильин1):

  1. собственно формирование самооценки (сравнение себя с другими людьми или эталоном, оценка сходства или рассогласо­вания, формирование отношения к себе);

  2. стабилизация или коррекция самооценки (возникновение удовлетворенности или неудовлетворенности самооценкой, вклю­чение механизмов защиты личности — изменение уровня притя­заний: при неудовлетворенности — снижение самооценки, при удовлетворенности — повышение).

Самооценка может быть адекватной (соответствующей имею­щимся у человека качествам и возможностям) и неадекватной (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка приводит к возникновению конфликта с окружающими. Такого ученика отличают неоправданные притязания (получение более высоких оценок и т.п.). Заниженная самооценка сковывает активность и инициативу. Все свои успехи сам школьник считает случайными. Адекватная самооценка позволяет человеку максимально исполь­зовать имеющиеся у него возможности, полностью раскрыть свои способности и быть достойным, востребованным членом обще­ства.