logo search
афк евсеев 1 том

Глава 18

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

(ВКЛЮЧАЯ ИНВАЛИДОВ)

18.1. Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов

Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализа­ции образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей предполагает обя­зательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.

Физическая реабилитация является базой, основой любого вида ре­абилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-куль­турной и др.) (см. гл. 2). Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и соци­ального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.

Очень образно об этом сказал А. Маслоу (1987), основной создатель гуманистической психологии: «... нет такой реальности, как потребность желудка или рта. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение при­ходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удов­летворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка — когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (приводится по Д. Хьелл, Д. Зиглер, 1997).

Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фун­даментальным свойством живого — биологической адаптацией к усло­виям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную актив­ность человека, создали ситуацию невостребованности его нормаль­ных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты

современной цивилизованной жизни - стали одним из главных факто­ров, обуславливающих ухудшение здоровья населения.

Снижение объема и интенсивности физической активности, низ­кий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение дви­гательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.

И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, Т° в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный па­ралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими препятствиями для полноценной двигательной активности. Однако под­черкнем - препятствием, н° не запретом, исключением.

Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокине­зию детей-инвалидов, у коТ°Рых естественная двигательная активность ограничена его дефектом И он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, вра­чей, других вспомогающих специалистов, в том числе - по адаптивной физической культуре.

Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной тео­ретической подготовке и, главное, при желании могут сами организо­вать доступные формы двиГательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).

Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представи­телей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте, стереоти­пы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профил^ктики' во всемогущие добавки, стимулято­ры, активизаторы, сжигатеЛи жира и т.д. и т.п.

Это обусловлено, с одП°й стороны, недостаточным уровнем куль­туры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями произ­водителей перечисленных товаров.

Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения (особенно на фоне ес­тественного развития, обусловленного генетической программой раз­вертывания жизненных процессов у детей и юношей и девушек) мало­заметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям (B.C. Дмитриев и др., 1995):

— снижается функциональная активность органов и систем и нару­шаются регуляторные мехянизмы;

— происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата и в особенности его нервно-мышечного и кост­ного компонентов;

— нарушаются обменные и снижаются катаболические процессы;

-уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных, как мышцы живота, спины), что неблагоприятно отражается на функ­циях кровообращения, пищеварения, дыхания;

— снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным изменениям по типу атрофии и уменьшению энергетического потенциала;

— уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция как в покое, так и, особенно, при физической работе;

— резко ухудшается орто- и антиортостатическая устойчивость, что является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регули­рующих тонус сосудов;

— нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор-фофункциональные изменения в организме человека.

В обширной специальной литературе подробно рассматриваются и другие негативные изменения, происходящие в организме человека в связи с гиподинамией и гипокинезией, начиная с клеточного и закан­чивая организменным уровнем, подробно описываются так называе­мые моторно-висцеральные рефлексы и другие механизмы заболева­ний, основной причиной которых является малоподвижность. Однако значительно реже исследователи обращают внимание читателей на та­кой важный фактор, как недостаточный уровень двигательной актив­ности. Дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. То есть речь здесь идет не толь­ко о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуаль­ных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-пси­хических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функ­ционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и си­стем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схе­му своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу.

Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвиж­ности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии.

И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптив­ная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двига­тельная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).

Подчеркнем еще раз, что практически не существует видов заболе­ваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определе­ния нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоле­ния психологических комплексов неполноценности (чувства эмоцио­нальной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения сво­ей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).

Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, рит­мопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-воле­вую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.

Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилита­ции инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.

Существует большое количество различных авторских методик кор­рекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детско­го церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмо­ционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и це­лого ряда других заболеваний.

Однако эти методики настороженно воспринимаются традицион­ной медициной, представителями специального образования.

Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инва­лидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные по­требностью человека компенсировать дефект, не поддающийся кор­рекции или восстановлению.

В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком примене­нии вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физичес­кой помощи и страховки, других методических приемов (см. гл. 19).

Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному раз­витию физических качеств и способностей занимающихся, повыше­нию их кондиционных возможностей на основе широкого примене­ния средств и методов адаптивной физической культуры. Сведения об этих средствах и методах, организационных формах, принципах пред­ставлены в 20-й главе.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гиподи­намии и гипокинезии?

2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужден­ной малоподвижностью и мобильностью инвалидов.

3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в пре­одолении психологических комплексов неполноценности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной физической культуры.