logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов

В структуру психологического обеспечения физической подго­товки входят (по В.В.Медведеву): 1) специальные знания; 2) фи­зические качества; 3) методы воспитания физических качеств.

Формирование понятий и представлений о физических каче­ствах, выработка специализированных восприятий и целенаправ­ленное воспитание физических качеств составляют психологиче­скую сущность физической подготовки спортсмена (табл. 2).

Формирование понятий и представлений о физических каче­ствах — это процесс осознания физических качеств, который явля­ется неотъемлемой частью их воспитания. В психологии спорта имеется ряд требований к осуществлению процесса осознания.

1. Четкое выделение объектов познания в каждом качестве. На­пример:

элементы быстроты — резкие и плавные движения, темп и ритм движений;

элементы ловкости — движения, совершаемые с определен­ной точностью пространственных, временных и силовых пара­метров;

Таблица 2

Структура специальных знаний и физических качеств

Специальные знания

Физические качества

Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвое­ния спортивной терминологии. Представления о физических каче­ствах — это воспроизведенный об­раз физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений входят: величина и степеньдифференциации отдельных элементов структуры, осознаваемые функции организма (частота и глубина ды­хания и др.)

Специализированное восприятие физических качеств — сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого фи­зического качества в целостном его проявлении. Данное отражение формирует точные специализиро­ванные восприятия спортсмена, которые определяют как «чувство силы толчка», «чувство темпа движений» и др. Целенаправленное восприятие физических качеств

элементы силы — различные динамические и статические уси­лия.

2. Ясное представление важнейших элементов физических качеств.

В соответствии с характером проявлений физических качеств упражнения делятся на четыре основные группы: 1) скоростно-силовые; 2) на выносливость; 3) требующие проявления ловко­сти; 4) с комплексным проявлением физических качеств.

3. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физиче­ского качества.

Характер проявления элементов физических качеств (величи­на напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность усилия, быстрота смены напряжений и расслаблений и т.п.) от­четливо осознается при сосредоточенном внимании, что обеспе­чивает большую четкость восприятия и осмысления.

4. Поиск дополнительных ориентиров при овладении структу­рой конкретного физического качества повышает точность вос­произведения его заданных проявлений.

5. Использование самоприказов максимального проявления физических качеств создает мощные внутренние стимулы, спо­собствуя тем самым максимальному проявлению физических ка­честв и повышению физической работоспособности.

Специализированное восприятие физических качеств определя­ется тем, что все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В осно­ве этого механизма лежит принцип целостности проявлений психи­ки. Следует отметить, что удельный вес раскрытия физических качеств в разных видах спорта различен: в беге и плавании доми­нируют быстрота и выносливость, в тяжелой атлетике — сила. Од­нако высокий уровень развития какого-то одного качества может быть достигнут лишь при определенном уровне развития других качеств, соотношение которых достигается в процессе подготов­ки спортсменов.

Для успешного решения задач физической подготовки необхо­димо не только развитие физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявления. Как уже отмеча­лось, специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве скорости» движений, «чувстве темпа», «чувстве ритма», «чувстве времени» совершаемого действия. Специализированное восприятие силы — это «чувство силы», включающее в себя отра­жение совокупности развиваемых мышечных усилий (по А. Ц. Пу­ни и Е.Н.Суркову).

Формируя специализированное восприятие проявления физи­ческих качеств, следует широко использовать психологические упражнения с установкой на точность воспроизведения развивае­мых пространственных, временных и силовых параметров движе­ний. В этом смысле целесообразно применять специальную аппа­ратуру и оборудование, что позволяет с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любые заданные па­раметры физических качеств.

Высокий уровень специализированного восприятия и воспро­изведения необходимых параметров физических качеств при вы­полнении определенного вида деятельности в спорте значительно повышают уровень достижений спортсмена, что содействует не только эффективному развитию его физических качеств, но и их полноценному использованию в условиях соревнований.