3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
Долговременная адаптация к физическим нагрузкам определяется прежде всего тем, что возникающая активация синтеза нуклеиновых кислот и белков приводит к избирательному развитию определенных структур и, таким образом, расширяет звенья, лимитирующие интенсивность и длительность приспособительных реакций. В динамике адаптационных изменений у спортсменов можно выделить четыре стадии. 1.Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в центральной нервной системе, дополнительным включением мышечных волокон, активацией адренэргической и гипофизарно-адреналовой систем, на-пряжением регуляторных систем, повышением активности фермента-тивных систем, увеличением показателей белкового и витаминного об-мена, повышенным уровнем энергетического обмена.2.Стадия адаптированности организма в значительной мере тожде-ственна состоянию его тренированности. Физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирова-ния различных органов и систем для поддержания гомеостаза в кон-кретных условиях деятельности. Изменения функций в этой стадии ха-рактеризуются повышением лабильности нервных клеток, улучшением подвижности нервных процессов и увеличением скорости переработки инфрмации. Наблюдается гипертрофия мышц и улучшение их васкуля-ризации, увеличиваются запасы гликогена, концентрация аэробных и анаэробных ферментов. Изменения со стороны кардио-респираторной системы свидетельствуют о ее большей экономичности, лучшей скоро-сти восстановления. Минимизируется и энергетический обмен. 3. Стадия дизадаптации организма развивается в результате перена-пряжения адаптационных механизмов с включением компенсаторных реакций вследствие нерациональной организации тренировочного про-цесса. Изменения функций организма в этой стадии характеризуются эмоциональной неустойчивостью, повышенной лабильностью нервной и мышечной систем, органов кровообращения, обмена веществ. Это проявляется, в частности, раздражительностью, вспыльчивостью, головными болями, нарушением сна, повышением нейромышечной возбудимости, снижением умственной и физической работоспособности. Таким образом, стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию пере-тренированности спортсмена. 4.Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в сис-тематических тренировках или их полного прекращения и характеризу-ется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма. Возникшие в процессе длительных и интенсивных нагрузок изменения в организме к исходным значениям, как правило, не возвращаются. За чрезмерные систематические нагрузки, а затем за их прекращение орга-низм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую цену, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением иммунитета и т.п. Иными словами, даже устойчивая долго-временная адаптация к физическим нагрузкам обладает лишь относи-тельной целесообразностью и имеет свою функциональную или струк-турную цену.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры