10. Физиологические основы предстартовых реакций
Сначала необходимо дать определение предстартовому состоянию как измененному состоянию организма еще не выполняющего мышечной деятельности, но готовящегося к его выполнению. Различают предсоревновательное , собственно соревновательное и стартовое состояния. Предсоревновательное состояние обычно появляется перед ответственными соревнованиями и характеризуется физиологическими изменениями, возникающими за несколько дней, а иногда и недель до старта. Собственно предстартовое состояние развивается в течении последних часов, а стартовое - за несколько минут до старта. Принято считать, что чем оптимальнее по интенсивности развитие предстартовых сдвигов и чем ближе примыкает к старту пик активности, тем качественнее протекает предстартовая реакция. По механизму все виды предстартовых состояний – условные рефлексы. Появление предстартовой условнорефлекторной деятельности связано с повышением возбудимости ЦНС и скелетных мышц, с высокой активностью нейроэндокринных функций, с усилением работы сердца, повышением артериального давления, учащением и углублением дыхания, интенсификацией газообмена, повышением двигательной активности во сне, а также с другими физиологическими реакциями. Предстартовые реакции - одна из форм развития эмоционального стресса, состояния напряжения Различают три формы предстартовых состояний: 1) боевая готовность, характеризующаяся оптимальным уровнем возбуждения ЦНС, вегетативных сдвигов, мобилизации гликогена, наиболее благоприятным соотношением гормонов (высоким уровнем норадреналина и низким – адреналина); 2) предстартовая лихорадка, для которой характерна чрезмерная возбудимость ЦНС, неоправданно высокий уровень выхода глюкозы и в результате выведение почками ее излишков из крови в мочу , чрезмерное усиление обмена веществ, показателей дыхания и кровообращения; 3) предстартовая апатия – с недостаточными предрабочими изменениями вегетативных функций, пониженной возбудимостью ЦНС и скелетных мышц.Среди средств оптимизации предстартовых состояний важное значение имеет разминка: в случае апатии используют интенсивную темповую разминку, в случае лихорадки – медленную, ритмичную, с глубокими дыхательными упражнениями. Кроме того, применяют психорегулирующие воздействия, аутотренинг, а также обратные физиологические связи, фармакологические воздействия и др.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры