13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
В спорте, особенно в циклических видах, на первых минутах напряженной работы возникает временное, но резкое снижение работоспособности – «мертвая точка». В основе «мертвой точки»лежат, по-видимому, процессы, связанные с несоответствием, возникающим между работой мышц и их кислородообеспечением, т.е. механизмы дискоординации двигательных и вегетативных функций. «мертвая точка» возникает в разные сроки: чем длиннее дистанция, тем продолжительнее период от начала работы до ее появления. При снижении мощности работы или волевом преодолении «мертвой точки2 возникает «второе дыхание», при котором отмечается восстановление нормальных соотношений между функциями. Следует обратить внимание на усиление после появления «второго дыхания» процессов потоотделения. Это подчеркивает роль механизмов терморегуляции в установлении высокой работоспособности организма. Выраженность «мертвой точки» значительно снижается при повышении тренированности спортсмена и при высоком качестве разминки перед тренировкой или соревнованиями.
14.Устойчивые состояния: виды и физиологические механизмы После завершения врабатывания и преодоления мертвой точки наступает период длительного сохранения устойчивой работоспособности, который А.Хилл назвал устойчивым состоянием. Это состояние возникает не при любой работе. Например, при работах максимальной и субмаксимальной мощности такой период вообще не наступает. Изучая природу устойчивого состояния, А. Хилл обнаружил два типа устойчивых состояний. Первый, получивший название истинного, воз-никает при работе умеренной зоны мощности и характеризуется полным соответствием между кислородным запросом и реальным потреблением кислорода. Второй тип получил название ложного или кажущегося. Он возникает при работе большой зоны мощности и характеризуется превышением кислородного запроса над реальными возможностями организма. Стабилизация функций в этом случае носит вынужденный характер и сопровождается прогрессивным накоплением кислородного долга. Последующие исследователи дополнили представления А. Хилла. Так, было обнаружено, что устойчивое состояние всегда относительно. Отмечается как бы дрейф показателей тем больший, чем выше мощ-ность нагрузки. Кроме того, переход к устойчивому состоянию характе-ризуется скачкообразным увеличением коэффициента полезного дейст-вия организма.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры