logo
1

39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры

Развитие человека от момента рождения до смерти (онтогенез) представляет непрерывный единый процесс. Ранее детство (до 2 лет) является начальным периодом эволюции двигательной функции человека, когда происходит закладка основ его здоровья, физического развития и подготовленности. Быстрые темпы развития аппарата движений и обеспечивающих их физиологических систем обусловливают жизненную важность организации правильного режим стимуляции физической активности ребенка. При организации физического воспитания детей раннего возраста необходимо учитывать физиологическую слабость их мышечно-связочного аппарата и костной системы, высокую пластичность их организма, легко воспринимающего как положительное, так и отрицательное влияние. В этот период необходимо обеспечить равномерное и систематическое использование мас-сажа, рефлекторных, гимнастических упражнений и игр, приучить ре-бенка к повседневной физической активности, помочь ему освоить пра-вильную ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины, живота - основы правильной осанки, сформировать «комплекс удовольствия и мышечной радости» в его ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности и закаливании. Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными из-менениями в физическом и моторном развитии ребенка. К средине третьего года жизни в основном формируются переместительные дви-жения, быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы, суще-ственно изменяются пропорции тела, осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности развития психики ребенка этого возрас-та обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлением. Главная задача физического воспитания ребенка третьего года жизни - освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. На четвертом году к ним добавляются движения из арсенала упражнений спортивного характера. На пятом - подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении движений, развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координациями движениями. Задача занятий на шестом году жизни состоит прежде всего в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения, психики ребенка к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе.