46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
Для достижения выдающихся результатов в большом спорте необходима не только современная система спортивной тренировки, но и уникальное сочетание у спортсмена морфо-функциональных, физических и психических способностей. Под спортивным отбором обычно понимают процесс поиска одаренных людей, способных достичь выдающихся результатов в конкретном виде спорта.
Ориентация - это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства.Важно помнить, что спортивный отбор и ориентация - не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена. В процессе отбора и ориентации анализируется самая разнообразная информация о спортсмене: состояние здоровья ,уровень физического развития; особенности телосложения; биологический возраст; свойства нервной системы; функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма; уровень развития двигательных качеств и перспективы их развития; способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем; способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов; психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений; мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность; соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам; уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований. Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В этой связи выделяют пять этапов отбора. Основная задача первого этапа отбора, который называется первичным, - установить целесообразность спортивного совершенствования в данном виде спорта. на первом этапе следует ориентироваться на наследственно обусловленные, мало зависящие от тренировочного процесса стабильные признаки, которые определяются модельными характеристиками соответствующего вида спорта Второй этап спортивного отбора наступает после 2-3 лет начальной подготовки и носит название предварительного. Его основная задача - выявить способности к эффективному спортивному совершенствованию, определить его направления, правильно сори-ентировать дальнейшую подготовку спортсмена. И на этом этапе отбора спортивный результат не может являться критерием перспектив-ности, а за основу должны быть взяты консервативные показатели. Сре-ди них особая роль отводится строению тела юных спортсменов.Основной задачей третьего (промежуточного) этапа отбора является выявление способностей спортсмена к достижению высоких спортивных результатов и перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок На четвертом - основном этапе отбора необходимо установить способность к достижению результатов международного уровня, переносимость исключительно напряженной тренировочной программы, эффективность адаптационных перестроек. Теперь речь уже идет не просто о соответствии некой стандартной модели, а о разработке индивидуальных моделей технико-тактического мастерства и функциональной подготовленности, формировании индивидуальной системы подготовки каждого перспективного спортсмена. Задачей заключительного этапа отбора и ориентации является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий для спортсмена высокого класса. От того настолько точным и объективным будет это заключение зависит не только дальнейшая спортивная карьера человека, но и его здоровье и вся последующая жизнь.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры