51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
Необходимость проведения тренировочной и соревновательной деятельности в различное время дня и в различных регионах мира создает проблему десинхронизации и ресинхронизации циркадных ритмов у спортсменов. Как известно, основные жизненные функции у человека проявляют суточную ритмичность, что заметно влияет на способность человека к проявлению различных физических и психических качеств. Наибольшие функциональные возможности организма отмечаются обычно с 10 до 13 и с 17 до 19 часов, а наименьшие - с 2 до 4 часов. И хотя естественный ритм активности различных функций обычно превышает 24 часа, внешние синхронизаторы (смена дня и ночи, режим жизни, двигательная активность, питание и др.) способствуют формированию стабильной ритмике жизненных функций. Существуют суточные предпочтения для проявления различных возможностей и способностей. Например, развитие скоростно- силовых возможностей, координационных способностей, подвижности в суставах наиболее эффективно с 16 до 18 часов, выносливости - с 16 до 19 часов. Наоборот, пик умственной работоспособности, познавательных способностей спортсменов, их настроения и самочувствия наблюдается в первой половине дня. Естественно, что время тренировочных занятий обусловлено многими обстоятельствами, однако необходимо следить, чтобы оно оставалось по возможности стабильным, так как резкая перестройка режима тренировок может вызвать десинхроноз с падением работоспособности и замедлением восстановительных процессов. Серьезное рассогласование суточных ритмов возникает при пересе-чении нескольких (5-8) часовых поясов. При этом сначала, из-за не соответствия режимов привычной и новой смены дня и ночи, возникает внешний дисинхроноз, а затем, в силу разной скорости перестройки функций организма, - внутренний. Восстановление циркадных ритмов после возвращения в привычные условия происходит значительно быстрее, чем его формирование при дальних перелетах. Вероятно, это объясняется тем, что время в 2-3 недели пребывания в новых условиях оказывается недоста-точным для завершения фазовых сдвигов ряда физиологических функций. Поэтому после возвращения в среду обитания эти функции могут оказать синхронизирующее воздействие на более подвижные параметры.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры