2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
В наиболее общем виде под адаптацией понимают способность всего живого приспосабливаться к условиям окружающей среды. При этом выделяют генотипическую адаптацию, представляющую собой процесс приспособления к условиям среды популяций путем наследственных изменений и естественного отбора, и фенотипическую адаптацию - приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов окружающей среды. Понятие “адаптация” приняло сегодня общенаучный характер. Под физиологической адаптацией понимают совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства внутренней среды. Понятие “адаптация” тесно связано с понятием “стресс”, как состояние общего напряжения организма, возникающего при действии сильного раздражителя. Различают два вида адаптации - срочную и долговременную. Сроч-ная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. От-личительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов первой и второй очереди, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект. Главным результатом этой реакции являются: мобилизация энергетиче-ских ресурсов организма и их перераспределение с избирательным на-правлением в органы и ткани функциональной системы адаптации; уси-ление работы самой этой системы, формирование морфо-функциональной основы долговременной адаптации и, в случае чрез-мерной стресс-реакции, - возникновение нарушения клеточных мембран с возможными повреждениями органов и тканей. Таким образом, срочная адаптация к физическим нагрузкам характе-ризуется максимальной по уровню, но неэкономичной гиперфункцией ответственной за адаптацию функциональной системы, явлениями чрез-мерной стресс-реакции и возможным повреждением органов и систем Долговременная адаптация возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. В отличие от срочной она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на основе вновь сформированных программ гомеостатического регулирования. Долговременная адап-тация, по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности. Переход от одного вида приспособления к другому знаменует собой узловой момент адап-тационного процесса, так как именно этот переход делает возможной жизнь человека в новых условиях. Эти сдвиги, в свою очередь, ведут к активации генетического аппарата клетки, а последующие изменения направлены на восполнение недостатка энергии. Долговременная адаптация к физическим нагрузкам определяется прежде всего тем, что возникающая активация синтеза нуклеиновых кислот и белков приводит к избирательному развитию определенных структур и, таким образом, расширяет звенья, лимитирующие интенсивность и длительность приспособительных реакций.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры