26. Классическая теория мпк
Существуют две теории МПК: классическая и периферическая. Первая связывает величину максимального потребления кислорода с системами, ответственными за его транспорт к работающим мышцам (внешнее дыхание, кровь, кровообращение).Потребление кислорода в легких можно рассчитать, если знать содержание кислорода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и минутный объем дыхания (МОД). Заключительный этап транспорта кислорода к работающим мышцам связан с возможностями сердечно-сосудистой системы. Эти возможности можно рассчитать по формуле: МПК = МОК * артерио-венозную разницу по кислороду (ABR). Эту же формулу можно представить как МПК = СО * ЧСС * ABR. Таким образом, на пути доставки кислорода к работающим мышцам не существует какого-то единственного лимитирующего фактора. В каждом конкретном случае он будет свой
27. Периферическая теория МПК
На пути доставки кислорода к работающим мышцам не существует какого-то единственного лимитирующего фактора. В каждом конкретном случае он будет свой. Однако мало доставить кислород к работающим мышцам. Надо, чтобы они были способны его потребить. На такую мысль ученых натолкнули эксперименты, когда при высокой концентрации молочной кислоты в оттекающей от мышц крови внутримышечные электроды регистрировали высокое напряжение кислорода. Так родилась периферическая теория МПК, связывающая этот показатель с внутримышечными факторами.
От каких же внутримышечных факторов зависит потребление кислоро-да?
Прежде всего, от состава (композиции) мышечных волокон. В этом плане различают красные (медленные) аэробные волокна (группа А) и белые (быстрые) - группа В. Внутри быстрых волокон в свою оче-редь выделяют окислительно-гликолетические (В1) и преимущественно гликолитические (В2). Состав волокон в значительной степени предопределен генетически. Мышцы выдающихся стайеров на 80-90% состоят из медленных волокон, а выдающихся спринтеров - на столько же из быстрых. В процессе тренировки меняются только соотношения между волокнами В1 и В2. Второй фактор, влияющий на утилизацию кислорода, связан с капилляризацией мышц. Повышение плотности капилляров мышц увеличивает поверхность диффузии кислорода, уменьшает радиус диффу-зии и обеспечивает повышение аэробной производительности. Влияет на потребление кислорода скорость кровотока в мышцах. Однако эта зависимость не линейная. При достижении некой критиче-ской скорости, возникает «транзитный эффект», когда эритроцит проскакивает артериальную часть капилляра, не успевая отдать значительную часть кислорода. Большое значение имеет биохимическая адаптация мышц к трени-ровке на выносливость. При этом отмечается: -увеличение содержания окислительных ферментов; -увеличение содержания миоглобина, который обеспечивает внутрикле-точный транспорт кислорода; -эффект Бора (сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо-вниз), облегчающий отдачу кислорода в работающих мышцах; -увеличение запасов мышечного гликогена;-«жировой сдвиг обмена» с переходом на преимущественное использо-вание жиров. Таким образом, для повышения аэробной выносливости необхо-димо совершенствовать как системы транспорта кислорода, так и факторы, влияющие на его утилизацию в мышцах. Основными кри-териями в процессе такого совершенствования являются МПК и порог анаэробного обмена (ПАНО). Среди методов развития аэробной вынос-ливости можно назвать равномерный, переменный, интервальный, тренировка на уровне ПАНО, миоглобиновая тренировка, увеличение силы медленных мышечных волокон.
- 1. Физиология физического воспитания и спорта: история возникновения, предмет и задачи
- 2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адап. К физическим нагрузкам
- 3.Физиологическиая характеристика стадий долговременной адаптации к физическим нагрузкам
- 4. Физиологическая классификация физических упражнений
- 5. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе маx. Зоны мощности
- 7. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе большой зоны мощности
- 8. Физиологические сдвиги в организме и причины утомления циклической работе умеренной зоны мощности
- 9. Статические усилия. Феномен Лингарда
- 10. Физиологические основы предстартовых реакций
- 11. Физиологичесике основы разминки
- 12. Физиологические механизмы врабатывания
- 13 Физиологический механизм «мертвой точки» (мт) и «второго дыхания» (вд)
- 15. Гуморально-локалистическая и центрально-нервная(корковая) концепции утомления
- 16.Периоды и фазы утомления, его биологическая роль
- 17. Основные свойства восстановительных процессов
- 18. Классификация средств восстановления. Принципы использования.
- 19. Гигиенические средства восстановления
- 20. Фармакологические средства восстановления
- 21. Рефлекторная теория двигательного аппарата
- 22. Теория построения движений по н.А.Бернштейну
- 23.Использовние современных взглядов на природу произвольных движений при обучении двигательным навыкам
- 24. Предпосылки процесса обучения двигательным навыкам, физиологическое обеспечение дидактических принципов
- 25. Биохимические основы выносливости . Пути синтеза атф в мышцах
- 26. Классическая теория мпк
- 28. Физиологическая характеристика методов развития выносливости
- 30. Факторы способствующие (препятствующие) проявлению силы.
- 31. Физиологические основы методов развития силы
- 32. .Физиологические основы тренировки, направленной на увеличение мышечной массы
- 33. Понятие о быстроте и скорости. Физиологические основы элементарных форм проявления быстроты.
- 34. Физиологические основы методов развития быстроты и скорости
- 35. Физиологические основы ловкости
- 36.Физиологические основы гибкости
- 37.Физиологическая характеристика нагрузок в физической культуре и спорте
- 38.Основные закономерности становления двигательных функций в онтогенезе.
- 39.Физиологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста, особенности использования средств физической культуры
- 40.Физиологическая характеристика детей младшего школьного. Особенности использования физических упражнений
- 41.Физиологическая характеристика детей среднего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений
- 42.Физиологическая характеристика детей старшего школьного возраста. Особенности использования физических упражнений.
- 43.Особенности занятий оздоровительной физической культурой с лицами зрелого возраста.
- 44.Понятие о сенситивных периодах. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств
- 45.Физиологические особенности женского организма в связи с занятиями спортом.
- 46.Физиологические основы спортивной ориентации и отбора.
- 47. Физиологическая характеристика тренировок при высокой температуре окружающей среды
- 48. Физиологическая характеристика тренировок при низкой температуре окружающей среды
- 49.Физиологическая характеристика тренировок в горных условиях
- 50.Адаптация организма спортсмена к системе часовых поясов.
- 51.Учет циркадных ритмов при организации тренировочного процесса
- 53.Методика определения максимальной анаэробной мощности.
- 54 Методика определения мпк
- 55. Методика определения пано(порог анаэробного обмена), использование в управлении учебно-тренировочным процессом.
- 56. Физиологические основы школьного урока физической культуры