logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе

Один из важнейших факторов, обеспечивающих результатив­ность тренировочного процесса, — уровень психического напря­жения.

Работа, производимая спортсменом в ходе тренировочных за­нятий, требует энергетического обеспечения и сохранения посто­янства внутренней среды организма. В этой связи, а также для достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необ­ходимо приводить в активное движение механизмы, регулирую­щие состояние своего организма, которые обеспечивают внутрен­ние условия осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека всегда протекает комплексно. Ее основу составляют эмоционально-волевая сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении деятельностью.

Переходя к более детальному рассмотрению данного вопроса, вспомним слова И. П. Павлова о том, что человек — это есть система, совершенная по своему высочайшему саморегулированию.

Действительно, человеческий организм является достаточно совершенным в плане самоконтроля и саморегуляции.

Механизмы доминанты, временно господствующего очага возбуждения, позволяют в условиях, когда поступает масса разнооб­разных раздражителей и сигналов, отобрать из них только те, которые имеют значение для выполняемой деятельности. Положи­тельная роль доминанты в управлении деятельностью спортсмена состоит в том, что ее свойство подкрепляться посторонними раз­дражителями и тормозить другие очаги возбуждения обеспечивает достижение цели даже в неблагоприятных условиях. Однако в ряде случаев инертность доминанты мешает спортсмену быстро и адек­ватно приспособиться к изменившейся ситуации, сменить план ведения поединка, изменить представление о методике трениров­ки и т.д.

Природа предусмотрела и другой механизм преодоления пре­пятствий — возникновение эмоций. Эмоция возникает лишь тог­да, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. В спорте эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого результата, при сильных пе­реживаниях. Часто эмоции вскрывают дополнительные ресурсы автоматически, неосознанно для спортсмена. Положительное зна­чение эмоциональной регуляции заключается в гиперкомпенса­торной мобилизации энергетических ресурсов, хотя это достоин­ство имеет и слабые стороны: такая регуляция расточительна, все­гда содержит опасность ухода от главной цели.

Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной регуляции, препятствует ее генерализации, способствуя удержа­нию первоначальной цели. Волевая регуляция — это факторы со­знательного напряжения физических и духовных сил, направлен­ных на повышение результатов любой деятельности. В основе во­левой регуляции лежит не только желание, но и глубокое пони­мание необходимости преодолеть самого себя ради достижения цели. Однако волевая регуляция имеет недостаток: чрезмерное лимитирование времени для поиска решения, что затрудняет ре­шение новых задач, ограничивает творчество ввиду жесткого про­граммирования деятельности.

Оптимальное сочетание всех компонентов регуляции, необхо­димое для осуществления успешной деятельности, возможно толь­ко в результате становления личности спортсмена, т.е. значитель­ного развития его физических качеств, закрепления и совершен­ствования двигательных навыков и полной адекватности вегета­тивных реакций организма. Естественно, процессы регуляции при­водят спортсмена в состояние психического напряжения, кото­рое, будучи адекватным внешним и внутренним условиям выпол­нения деятельности, может иметь разный уровень проявления. Известно, что психическое напряжение влияет на результаты де­ятельности человека и положительно, и отрицательно. В спорте достаточно примеров, когда психическое напряжение было при­чиной либо снижения работоспособности и расстройства сна спорт­смена, либо роста его спортивного мастерства, обеспечившего успех его выступления на соревнованиях. Напряжение в трени­ровке связано с процессом деятельности, со все более возрастаю­щей физической нагрузкой. Психическое напряжение в условиях соревнований дополняется напряжением, которое связано с же­ланием достичь определенного результата, поэтому психическое напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревно­вании — результативным.

Высокое и продолжительное напряжение может оказать нега­тивное влияние на спортсмена. В условиях тренировки использу­ются такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен испытывает состояние повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение в спорте — фактор поло­жительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма и обеспечивающий высокую продуктивность деятель­ности. Но следует учесть, что при неблагоприятных факторах (вы­соком и продолжительном напряжении, страхе перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мо­тивации, неуверенности в себе и т.п.) психическое напряжение может вызывать дисгармонию функций, избыточный и неоправ­данный расход энергии. Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и исчезает через несколько дней.

Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрица­тельные последствия даже через недели и месяцы. Отрицательные последствия обычно проявляются в неблагоприятном отношении к окружающему и в своеобразном поведении. В психологии выде­ляют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические признаки.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение ра­ботоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки.

Нервозность — капризность, неустойчивость настроения, внут­ренняя раздражительность, возникновение неприятных ощуще­ний (в основном мышечные). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.

Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, орга­низованным, как обычно, качественно выполняет задание трене­ра, но периодически выражает недовольство общением, задани­ем, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адап­тацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но ос­тавлять их без внимания нельзя.

Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться недовольством всем, что окружает.

Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в ми­мике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется. .

Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправ­данием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выпол­нять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях. Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

Прочная стеничность — нарастающая, несдерживаемая раздра­жительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбу­димость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; не­которое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совес­ти; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

Внутреннее беспокойство, т. е. напряженное ожидание неприят­ностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естествен­ным.

Астеничность — общий депрессивный фон настроения, тре­вожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность.

Общий депрессивный фон настроения — подавленность, угне­тенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

Тревожность — нарушение внутреннего психического комфор­та, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно без­различных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах появляется у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей по­ставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от до­стижения цели и уходу из спорта.

Высокая ранимость, сензитивность — свойства психики, при­водящие к тому, что спортсмен чутко реагирует на недоброжела­тельность во взаимоотношениях, на изменение режима трениро­вочных занятий или задач соревнований.

Зная признаки психического перенапряжения, тренер может вносить коррективы в тренировочный процесс спортсмена сооб­разно с динамикой его психического состояния.