logo search
афк евсеев 1 том

19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе широ­ко освещены в специальной литературе по коррекционной педагогике, называвшейся раньше дефектологией (см., например, пособие под ред. В.В. Воронковой, 1994).

Особенности воспитанников специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений для детей с поражением интеллекта - не­достаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально-воле­вой сфере, снижение самостоятельности, самокритичности, нераз­витость элементарных человеческих эмоций и чувств (страха, обиды, смущения) и др. — существенно затрудняют воспитание у них соци­ально-нормативного поведения.

Изоляция детей во вспомогательных школах, ограничение их соци­альных контактов со здоровыми детьми часто способствуют развитию безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма.

Международный опыт Специального олимпийского движения, ра­бота организации Специальной Олимпиады России, Специального олим­пийского комитета Санкт-Петербурга и аналогичных структур других регионов страны убедительно показывают большие возможности адап-

тивной физической культуры в воспитании социально-нормативного поведения лиц с отклонениями в развитии интеллекта.

В адаптивной физической культуре и, в частности, в адаптивном спорте могут эффективно использоваться методы:

- формирование нравственных и правовых знаний, оценок и убеж­дений (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, диспут, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях и др.);

- формирование опыта общественных отношений, умений и при­вычек социально-нормативного поведения (организация различных ви­дов физкультурно-спортивной деятельности, межличностного обще­ния в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение);

-стимуляции и подкрепления социально-нормативного поведения личности и коллектива (команды) (поощрение, осуждение, наказание).

Применение предметных действий, сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр, соревновательной деятельности с ее простой, но строгой регламентацией условий и правил состязаний и сопоставления результатов и других факторов позволяет соблюсти важнейшие требо­вания к нравственно-правовому просвещению умственно отсталых школьников, приучению их к коллективной деятельности с соблюде­нием кодекса спортивной чести, правил честной игры («Фэйр Плэй»).

К этим требованиям относятся (В.Н. Синев, 1994):

- доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность ма­териала, его связь с жизненным опытом, использование наглядных средств и др.);

- увлекательность, эмоциональность содержания и формы рабо­ты, использование элементов игры и соревновательности;

- обеспечение интеллектуальной активности учащихся;

- четкость выводов, содержащих рекомендации по социально-нор­мативному поведению школьников;

- систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм по­ведения (предложение учащимся передать содержание нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим школьни­кам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и само­оценки поведения в различных ситуациях).

Как отмечает В.Н. Синев (1994), сравнение, выделение существен­ного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивания, установление при­чинно-следственных связей - все это помогает понять смысл, послед­ствия и нравственное содержание поступка.

Огромный потенциал воспитательных воздействий, например адап­тивного спорта, объясняется тем, что он, по существу, является мо­делью жизни, причем очень конкретной, наглядной, доступной для понимания детям и взрослым, в том числе и лицам с ограниченными возможностями.

Адаптивный спорт дает возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и взаимопонимание, и объ­единение в единый сплоченный коллектив, и соперничество, и борьба. Но это происходит не в настоящей обстановке, а в спортивной, игровой.

В олимпийском спорте, например, существует своя «конституция» -Олимпийская хартия, где изложены основные принципы олимпийского движения, раскрыты механизмы управления им (Международный олим­пийский комитет (МОК), международные спортивные федерации, наци­ональные олимпийские комитеты и их связи с МОК) и другие вопросы.

Существуют четкие правила организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и Специального олимпийского движе­ния, в котором участвуют лица с поражением интеллекта.

Участие в тренировках и соревнованиях по целому ряду зимних и летних видов спорта, адаптированных к возможностям таких занимаю­щихся, позволяет решать воспитательные задачи, которые значитель­но труднее решаются в других видах человеческой деятельности.

Так, например, дети с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, осваивая достаточно простые умения и навыки игры в хоккей на полу, тактические приемы и комбинации, одновременно узнают и о правилах состязаний (попал «шайбой» в ворота - гол, толкнул сопер­ника в спину - нарушение и т.п.), требованиях, которые они должны выполнять (регулярно тренироваться, выполнять режим дня, участво­вать в общественно полезном труде и др.).

Все эти правила, требования, социально-нормативные условия очень просты, справедливы (одинаковы для всех), вполне доступны для усвое­ния (разумеется при многократных повторениях и длительном обуче­нии).

Сама игровая деятельность увлекательна, эмоциональна, притяга­тельна для детей и взрослых. Поэтому отстранение от нее воспринима­ется занимающимися как наказание.

Принципиально важным моментом в Специальной Олимпиаде яв­ляются соревнования. Здесь специальные спортсмены узнают о том, как дорого могут обойтись команде их ошибки, нарушения правил и другие поступки.

Сама суть соревнования предполагает выход учащихся за пределы своих учреждений, взаимодействие с обществом здоровых людей (спортивными судьями, зрителями, представителями средств массовой информации), а также с воспитанниками других специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений.

Участие в региональных, всероссийских и особенно международ­ных соревнованиях предполагает еще большее вхождение в социум, предъявляет повышенные требования к социально-нормативному по­ведению, в том числе его морально-правовым аспектам (поведение в транспорте, проживание в гостиницах и общежитиях, встречи с ино­странными гражданами, знакомство с простейшими законами и нор­мами международного права, принципами интернационализма и т.п.).

Именно в это время создается коллектив специальных спортсме­нов (сборные команды специальной школы, города, страны, команды по отдельным видам спорта, в том числе по спортивным играм и т.п.). И педагог имеет возможность осуществления воспитательных мероп­риятий в коллективе и через коллектив, что создает реальные предпо­сылки для повышения их эффективности.

На примере адаптивного спорта можно проводить нравственные беседы практически на все темы, предлагаемые специалистами по кор-рекционной работе (честность и справедливость, простота и скром­ность; неприятие несправедливости, равнодушия и зла; дисциплина и культура поведения; товарищество и взаимопомощь; коллективизм; любовь к Родине и др.) (Н.М. Буфетов, 1988). Но главное состоит в том, что адаптивный спорт является той благодатной сферой, в кото­рой все перечисленные и ряд других положительных нравственных качеств, обуславливающих социально-нормативное поведение, могут формироваться и совершенствоваться.

Международный опыт, в первую очередь Соединенных Штатов Аме­рики, показывает, что в рамках Специального олимпийского движения могут реализовываться и такие акции, как участие спортсменов в обще­ственной деятельности (участие в работе общественных организаций, публичные выступления, внесение предложений по совершенствованию работы различных учреждений и др.) (программа «Партнерские клубы»).

Однако все эти достоинства и преимущества адаптивного спорта могут быть использованы только в случае тщательно спланированной и продуманной системы воспитательных мероприятий. Если же всю ра­боту пустить на самотек, то тот же адаптивный спорт может принести диаметрально противоположные результаты и стать причиной агрес­сии, эгоцентризма, асоциального поведения.

Помимо воспитания социально-нормативного поведения, адаптив­ная физическая культура предоставляет хорошие возможности для фор­мирования социально-бытовой ориентировки учащихся, закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данной тематике.

Участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельнос­ти, выезды в командировки, особенно в другой город, страну, позво­ляют активизировать процесс приобретения учащимися экономико-бытовых знаний и умений. Совместные с тренером экскурсии в спортив­ные, продовольственные магазины, покупка спортивной формы, ин­вентаря, продуктов питания и т.п. являются хорошими практическими упражнениями для выработки соответствующих знаний и умений.

Дети с отклонениями в развитии очень любят обмениваться пред­метами спортивной атрибутики (вымпелами, значками, сувенирами), обсуждать сделанные ими обмены, что способствует их интеллектуаль­ному развитию, расширению общего кругозора, формированию куль­турных потребностей, приобретению экономико-бытовых знаний.

Очень характерны для адаптивного спорта ситуации обсуждения с тренером, руководителем делегации бюджета той или иной поездки, размеров суточных командировочных расходов.

Проверка состояния и условий хранения спортивной одежды, спортивного инвентаря, порядка в залах и раздевалках, бережливого отношения к расходу воды, электроэнергии (закрыт ли душ? выклю­чен ли свет в туалете и раздевалке?) формирует бережливость, стрем­ление к упорядоченному ведению хозяйства.

Немаловажной частью быта является труд, включающий в себя са­мообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность (ремонт спор-

тивной одежды и обуви, спортивного инвентаря, изготовление простей­ших тренажеров и приспособлений).

Весьма полезно специально организованное общение с извест­ными спортсменами, деятелями культуры и искусства. Это способ­ствует стимуляции желания читать, слушать музыку, смотреть ки­нофильмы.

Активные занятия физическими упражнениями немыслимы без по­вышенных требований к соблюдению правил поведения, санитарно-ги­гиеническим умениям, необходимым школьникам в дальнейшей жизни.

Большое значение для успешного закрепления приобретенных в школе, во время многогранной деятельности в области адаптивной физической культуры знаний и умений социально-бытового плана име­ет их практическое применение в домашних условиях. Поэтому необхо­димо проводить лекции, беседы, практикумы, тренинги для родите­лей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.

Адаптивный спорт и деятельность, с ним связанная, позволяют осу­ществлять трудовое воспитание учащихся вспомогательных школ.

Специальный олимпийский комитет Санкт-Петербурга дает пример реализации всех трех видов общественно полезного труда лицами с огра­ниченными возможностями:

— самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд;

— труд в порядке шефства и

— производительный труд, обеспечивающий производство товарной продукции (В.В. Коркунов, 1994).

Примеры первого вида труда уже приводились, в качестве примера труда в порядке оказания шефской помощи можно привести работу по благоустройству спортивных площадок и даже участие в их строитель­стве во время отдыха в летних оздоровительных лагерях. И, наконец, есть примеры участия воспитанников спецшкол в производительном труде, обеспечивающем производство спортивной атрибутики (кубков, вымпелов, значков, брелков и т.п.), которое налажено Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге и во многих региональных отделениях Специ­альной Олимпиады России занятия специальных спортсменов адаптив­ным спортом сочетаются с их активным участием в программах Специ­ального искусства (Спешиал Арт), что позволяет осуществлять и эсте­тическое воспитание данных учащихся.

Так, например, на Фестивале спорта и творчества, проведенном в 2000 г. Специальным комитетом Санкт-Петербурга, помимо программы Специальной олимпиады проводилась целая серия мероприятий по куль­турно-массовой работе и художественному творчеству воспитанников:

— выставка-ярмарка творческих работ по изобразительному искус­ству и прикладному творчеству;

— творческие мастерские;

— мастер-классы, демонстрирующие процесс творчества детей, со­провождающиеся комментариями педагога;

— демонстрация моделей (одежды, аксессуаров различных времен и эпох);

— концерты творческих коллективов.

Представленные на фестивале творческие работы и выступления специальных артистов свидетельствуют о высоком уровне их мастер­ства, развитом чувстве прекрасного.

Огромное значение для детей с поражением интеллекта имеет вос­питание у них самостоятельности. Разумеется, для этого могут быть ис­пользованы все средства и методы, рассмотренные в предыдущем па­раграфе (см. 13.1.5). Однако здесь этот процесс протекает значительно медленнее, требует больших усилий педагогов и родителей, более диф­ференцированных и простых индивидуальных заданий.

Взаимодействие тренера-преподавателя и инструктора-методиста, учителя и других специалистов по адаптивной физической культуре с родителями своих подопечных является важнейшим аспектом и направ­лением всей воспитательной работы, условием реализации такого прин­ципа воспитания, как единство предъявляемых требований со стороны участников этого процесса.

В этом направлении важны все формы совместной деятельности родителей и педагогов:

— индивидуальная форма работы;

— собрание родителей группы;

— работа с родительским активом;

— работа с общественными организациями родителей детей-инва­лидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Главное в работе с родителями - это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку, коррекция некоторых ошибок воспитания в семье (таких, как: гиперопека; презрительное отношение к ребенку; неприз­нание его личностью; принесение себя в жертву и др.). При этом усло­вии с помощью адаптивной физической культуры могут быть решены многие проблемы.