logo search
афк евсеев 1 том

19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой

Основными задачами учителя адаптивной физической культуры в подготовке учащихся к трудовой деятельности являются:

— преодоление психологических комплексов неполноценности и формирование знаний и убеждений о доступности для детей с ограни­ченными возможностями многих форм и видов трудовой деятельности (информация о выдающихся достижениях инвалидов и лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья, демонстрация собственных возможнос­тей при выполнении сложных физических упражнений и др.);

— вооружение школьников максимально возможным количеством жизненно и профессионально необходимых умений и навыков (про­странственной ориентировки для незрячих, ходьбе, бегу, прыжкам, переноске грузов и др.);

— содействие всестороннему и гармоническому развитию и совер­шенствованию оставшихся (сохранных) физических качеств и способ­ностей и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность учащихся, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;

— содействие развитию и совершенствованию функциональных сис­тем и коррекции их с учетом конкретного вида трудовой деятельности;

— привлечение учащихся к выполнению доступных трудовых функ­ций в учебном, учебно-тренировочном, соревновательном процессах и массовых физкультурно-спортивных мероприятиях и праздниках (из­готовление и ремонт спортивного инвентаря, собственной спортивной формы, простейших тренажеров, оборудование спортивных площадок, уборка спортивного зала и подсобных помещений и т.п.);

— формирование знаний и умений самостоятельного использова­ния средств физической культуры (комплексов упражнений утренней зарядки, лечебной физической культуры, средств и методов адаптив­ной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик и т.п.) в целях профилактики со­путствующих заболеваний и самосовершенствования;

— формирование положительного отношения к труду вообще, при­учение к сознательному многолетнему упорному труду по преобразо­ванию самого себя, своей «природы», своего недуга через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих макси­мальной самомобилизации.

Наиболее соответствующие задачам трудового воспитания являют­ся такие компоненты адаптивной физической культуры, как адаптив­ное физическое воспитание и адаптивный спорт.

Критерием нравственного отношения к труду является наличие по­требности в трудовой деятельности, осознание ее необходимости и каж­додневного труда независимо от имеющегося дефекта, группы инва­лидности, имеющегося материального достатка, помощи близких и окружающих людей.

Важно, чтобы каждый занимающийся понял, что труд прежде всего необходим ему самому, несмотря на то, что он обеспечен государственным пособием, льготами, заботой и опекой родителей, близких, знакомых.

Осознание необходимости труда как единственно возможного спо­соба жизнедеятельности, раскрытия и реализации своих возможностей самоактуализации - главная цель трудового воспитания в адаптивной физической культуре.