7.4. Психологические функции спортсмена
Проявление физической и психической активности во время решения задач деятельности направлено на реализацию процессов мотивации, реагирования, регуляции и перцепции. Условно это явление можно определить как функционально-регулирующий компонент деятельности спортсмена. При этом психологическая составляющая содержания действий является фундаментом успеха, который подкрепляет все реализуемые функции атлета в обстановке тренировок и соревнований. Сущность психологического обеспечения деятельности — это организация адекватного приспособления организма к условиям выполнения действий тренировочного или соревновательного характера. Восприятие объективной реальности, реагирование на ее объекты и коррекция собственной деятельности — главные средства формирования востребованного ситуацией поведения и состояния спортсмена.
Психическая активность в деятельности определяется как познавательная и двигательная, которые, в свою очередь, обусловлены биологическими и социальными факторами детерминации. Так, например, к биологическим факторам проявления физической активности относятся: потребность в движении, сохранении жизни и здоровья. К социальным факторам — содержательные особенности деятельности, оценка действий другими людьми, чувство удовлетворенности от собственных достижений.
Продуктивность познавательной и двигательной активности как видов реализации функционально-регулирующего компонента деятельности зависит от адаптационных способностей спортсмена. Этот факт наиболее ярко выражен в процессах восприятия ситуации, в которой действует атлет. Примером указанной зависимости являются процессы регуляции эмоционального состояния, реагирование на динамические явления внешних условий деятельности, коррекция поведения во время соревнования. Если спортсмен перестает управлять собственным состоянием, то его действия могут стать неадекватными. Естественно, что это приведет к дезорганизации выполняемых им действий.
Сохранение или повышение продуктивности психической активности связано прежде всего с определением процессуальных компонентов психологического обеспечения спортивной деятельности, которые по своей сути являются функциями спортсмена, направленными на сознательный контроль и регуляцию собственных психических процессов, состояний и явлений.
Особого внимания заслуживает интеллектуальная деятельность спортсмена. Например, тактическое мастерство в спорте тесно связано с уровнем развития тактического мышления. Тактические действия представляют собой комплексную деятельность, которая требует перцептивных, психомоторных возможностей, определенных знаний и умений. Основополагающую роль играют интеллектуальные способности. Осуществление адекватных и эффективных тактических действий — это результат мыслительной работы, где реализуется процесс оптимизации физических, технических усилий за счет проявления познавательных, эмоционально-волевых способностей при условии контроля со стороны сознания.
Мыслительные процессы, основываясь на реализации внутренней речи, определяют механизмы самовоздействия во всех направлениях психологического обеспечения деятельности: мотивацию, регуляцию, исполнение действий. С их помощью осуществляется прогнозирование событий в условиях выполнения моторных действий, процесс непосредственного восприятия наглядных образов и интенсивных физических и психических нагрузок. Интеллектуальная активность является важнейшим средством актуализации механизмов приспособления к изменяющимся условиям деятельности. С ее помощью реализуются процессы оценки ситуации, выбора адекватных противодействий, корректировка усилий спортсмена и принятие решения об изменении поведения и действий.
Именно поэтому в разряд психологических функций спортсмена следует отнести функцию интеллектуальной активности как средство функционально-регулирующего компонента деятельности.
Функция двигательной активности характеризует возможности спортсмена адекватно проявлять физические качества, тактико-технические умения в конкретной ситуации деятельности. Естественно, что интеллектуальная и двигательная активность неразрывно связаны между собой в реальных условиях действия.
Эффективность двигательной активности как функции психологического обеспечения деятельности спортсмена на тренировке и в соревновании зависит от состояния психических процессов: памяти, мышления, внимания, ощущения и восприятия, воображения; от двигательного опыта: умений и навыков; свойств личности: спортивного характера. Особое значение имеет функциональное состояние организма.
Проявление двигательной активности — это действие. Учитывая сущность психологического обеспечения спортивной деятельности, наиболее значимыми следует считать волевые действия спортсмена как сознательные и направленные на достижение определенной цели.
Управление произвольными действиями осуществляется на основе психологических закономерностей. И.М.Сеченов (1935) выявил три такие закономерности:
все элементарные движения рук, ног, головы, туловища, равно как все комбинированные движения, заученные человеком, подчиняются его воле уже после того, как заучены;
чем лучше заучено действие, тем легче оно подчиняется воле, и наоборот (крайний случай — безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для упражнения);
власть воли касается только начала и конца движения, а также его усиления или ослабления; само же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реальным повторением того, что делалось уже много раз.
В психологии выделяют следующие виды движений: движения позы, локомоции, мимика, пантомимика, семантические движения, речь, рабочие движения. Для спортивной практики важнейшими являются рабочие движения. Они характеризуются как произвольные и связанные с выполнением действий, направленных на достижение основной цели деятельности (по Р. С. Немову, 1984). Такие свойства движений, как быстрота, точность, сила, темп и ритм, координированность, пластичность и ловкость, а также уровень приспособленности действий к условиям деятельности имеют большое значение для спортивного результата.
Не менее важны психофизиологические аспекты устройства двигательного аппарата человека. Так, например, определенные Н. А. Берштейном (1990) закономерности и механизмы двигательной активности человека позволяют утверждать, что управление действиями посредством одних эффекторных импульсов невозможно. Необходима сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяются, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот механизм обеспечивает предметность действия и его адаптацию к данным условиям деятельности. Психическая активность связана с осуществлением процесса познания. Спортивная деятельность невозможна без познавательной активности, проявляемой спортсменами в направлениях: 1) познания себя в спорте; 2) познания чувственной стороны спортивной практики; 3) познания особенностей спортивной деятельности и законов спорта.
Определено, что чем ниже уровень познавательной активности в деятельности спортсмена, тем меньше он адаптирован к условиям спортивной практики. Он обладает низкой мотивацией к занятиям спортом и отличается незначительным уровнем эмоциональной устойчивости.
Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной адаптации. В данном случае потребность в движении не определяет стремление спортсмена профессионально заниматься спортом. Она является лишь условием формирования интереса к систематическому выполнению физических упражнений. Формирование профессионально значимой мотивации спортсмена опирается прежде всего на социальные факторы спортивной деятельности. Здесь имеют значение содержательные особенности деятельности, позитивные и негативные характеристики спорта, социальные и индивидуальные аспекты отношения атлета к тренировкам и соревнованиям, условия жизни спортсмена или специалиста по физической культуре и спорту, требования к возможностям организма человека.
Выбор профессии определяет адаптационные процессы к новому содержанию и условиям жизни. Как известно, спорт характеризуется необходимостью полного подчинения всех сторон жизнедеятельности человека спортивным целям. Осознать и принять такую позицию — это сложный познавательный процесс.
Познавательная активность спортсмена распространяется и на практические компоненты спортивной жизни.
Атлет должен формировать субъективные знания и приобретать специальные умения, отличающиеся присущим только ему индивидуальным стилем, осваивать специфические условия общения, самоуправления, реагирования на динамические явления спортивной практики. Стремление к накоплению опыта — это основа познавательной активности спортсмена.
Познание реализуется в двух основных видах деятельности спортсмена: тренировочной и соревновательной. Человек, владеющий знаниями о формах, методах и средствах подготовки к спортивному достижению, о закономерностях и механизмах достижения высокого результата, способен к организации эффективной спортивной практики. Такого атлета отличает высокая степень сознательности, он экономичен в управлении собственными действиями, легче адаптируется к условиям деятельности, способен к творчеству на тренировках и в соревновании.
Как показывает спортивная практика, реализация функции познавательной активности согласуется с целенаправленным введением в образовательный процесс педагогических, психологических, медико-биологических знаний, а также основ теории и методики спорта, исторических сведений о развитии спортивного движения на примере избранного вида спорта.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова связь особенностей личности спортсмена с успешной спортивной деятельностью?
Каковы отличительные черты личности спортсмена?
Какими путями спортсмен может достигнуть самовоспитания позитивных черт характера?
Рекомендуемая литература
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., 1988.
Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. — М., 1982.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, среда / Пер. с англ. — М., 1993.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. — М., 1991.
Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — М.; Воронеж, 1996.
Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.
Психология: Учебник для МФК/ Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.
Условия формирования творческой личности будущего учителя физической культуры: Материалы научно-практической конференции, 4 июня 1991 г. в г. Тольятти. —Тольятти, 1991.
Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж, 1996.
Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987.
- 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
- 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
- 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
- 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
- 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
- 1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2
- 2.1. Внимание в физкультурно-спортивной деятельности
- 2.2. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями
- 2.4. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.5. Особенности мыслительной деятельности
- 2.6. Особенности проявления памяти1
- 2.7. Воображение как процесс создания новых образов, предметов и явлений
- 2.8. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.9. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.10. Уровни управления поведением субъекта деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2. Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий1
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями1
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Стресс в физкультурно-спортивной деятельности
- 3.10. Предсоревновательные психические состояния1
- 3.11. Причины динамики
- Глава 4
- 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
- 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
- Специальные навыки и умения
- 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
- 4.5. Тактическое мышление спортсмена
- 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
- 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
- 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям1
- Глава 5
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6. Психологические особенности личности тренера
- Глава 6
- 6.1. Ученик - субъект учебной деятельности
- 6.2. Мотивационная сфера школьника
- 6.3. Самосознание школьника
- 6.4. Эмоциональная сфера школьника
- 6.5. Волевая сфера школьника
- 6.6. Типические особенности личности школьников
- 6.7. Понятие об индивидуальности
- 6.8. Методы психолого-педагогического изучения личности школьника учителем физической культуры
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 психология личности спортсмена
- 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
- 7.2. Формирование личности спортсмена1
- 7.3. Профессиональная адаптация в спорте
- 7.4. Психологические функции спортсмена
- Глава 8
- 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
- 8.2. Лидерство в спортивной группе
- 8.3. Социально-психологический климат
- 8.4. Психологические основы общения в спорте
- 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
- 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
- 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен - спортсмен»
- Рекомендуемая литература
- Глава 9
- 9.1. Мотивация спортивной деятельности
- 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
- 9.3. Психологические основы отбора в спорте1
- 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
- 9.6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям1
- 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
- Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
- Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию). Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
- Рекомендуемая литература
- 9.9. Основы психорегуляции в спорте
- Методы гетерорегуляции
- Методы ауторегуляции
- Утомление
- Фрустрация
- 9.10. Основы психогигиены в спорте
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 задачи по психологии спорта
- 10.1. Спортивная деятельность1
- 1. Опираясь на личный спортивный опыт, письменно ответьте на вопросы, приводя конкретные факты.
- 2. Укажите, что из перечисленного относится к общей психологической подготовке спортсменов, а что — к специальной:
- 3. Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие примеры.
- 4. Укажите, какие из перечисленных предложений по регуляции эмоционального состояния вы считаете полезными, а какие неце лесообразными и почему?
- 10.2. Личность спортсмена
- 10.3. Личность тренера
- 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
- 27. О преодолении каких взаимоотношений — эмоциональных или функциональных — между б. Майоровым и в. Старшиновым идет речь в следующем отрывке?
- Рекомендуемая литература
- Глава 1. Введение в психологию физического воспитания и спорта
- Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры
- Глава 5. Психология личности учителя физической культуры и тренера
- Глава 6. Психология школьника как субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры
- Глава 7. Психология личности спортсмена
- Глава 9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
- Глава 10. Задачи по психологии спорта