logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

8.3. Социально-психологический климат

Социально-психологический климат — это условия формиро­вания и развития межличностных отношений в коллективе. Соци­ально-психологический климат определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравствен­ных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует «коллек­тивное мнение», которое призвано поощрять дисциплинирован­ных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллектив­ное мнение.

Благоприятный социально-психологический климат группы складывается:

Нарушение этических норм поведения, например грубое отно­шение тренера к спортсмену, особенно накануне соревнований, может привести того к срыву регуляторных механизмов самосоз­нания, блокировать процесс формирования мобилизационной готовности и спровоцировать неудачное выступление в соревно­ваниях.

Подготовка спортсменов связана с длительными тренировка­ми в разных условиях, с выполнением большого объема упражне­ний, значительной физической нагрузкой. Все это приводит к утомлению. Тренер должен с пониманием относиться к сни­жению активности у спортсменов и ухудшению их настроения.

Спортсменам, слабо или неудачно выступившим на соревно­ваниях, нужно объяснить причины поражения и указать на их недостатки, отметив при этом, что, устранив их, он может рас­считывать на победу в следующий раз. В таких случаях необходи­мо вселить в воспитанников уверенность в своих силах и способ­ностях.

Социально-психологический климат группы зависит от взаи­моотношений ее участников. В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: «спортсмен —спортсмен» и «тренер — спортсмен» (первый вид — горизонтальный уровень, второй — вертикальный). Каждый из этих видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный.

Формальные отношения в системах «спортсмен —спортсмен» и «спортсмен —тренер» заранее «запрограммированы» и обуслов­лены требованиями деятельности, подчинены ее задачам.

Отношения в неформальной сфере развиваются спонтанно, поэтому их значительно труднее предугадать. Такие взаимоотно­шения складываются на основе нерегулируемых симпатий и ан­типатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений.