logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

5.6. Психологические особенности личности тренера

В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стрем­ление к всестороннему развитию личности, полноценной подго­товке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество.

Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблю­дать специальные нормы спортивной этики; воспитывать спортив­ное трудолюбие, способность преодолевать специфические труд­ности на пути к спортивным достижениям, сильную волю и дру­гие личностные качества и свойства спортивного характера.

Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает пози­тивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характе­ра (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель фи­зического воспитания или тренер призваны решать задачи, свя­занные с всесторонним развитием личности воспитанников. Вос­питательные функции такого специалиста не исчерпываются ру­ководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспита­ния, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства лич­ности.

В условиях спорта такие педагогические процессы имеют свои особенности. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную рабо­ту, выполняет следующие основные функции: 1) управленческую; 2) формирующую; 3) гностическую; 4) регулирующую; 5) вос­питательную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторон­ней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согла­сование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаимо­действии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т. п. — это наиболее распро­страненные формы управляющей информации со стороны руково­дителя. Анализируя информацию, тренер принимает управленче­ские решения, от правильности которых зависит успех его воспи­танников. Известны три группы таких решений: первые обеспечива­ют оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, — существенная помощь спортсмену.

Приняв решение, тренер должен прогнозировать эффектив­ность его реализации и возможность принимать следующие реше­ния. При этом он должен владеть стилем мышления, близким к научному, т.е. быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсме­на изменяется. Различают три типа состояний спортсмена:

а) этапные состояния (состояние спортивной формы или, на­против, состояние недостаточной тренированности и т.п.);

б) текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);

в) оперативные состояния (возникают под влиянием отдель­ных упражнений и быстро изменяются).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колеба­ния его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей: 1) сведе­ния, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настрое­ние, отношение к работе и т.д.); 2) сведения о поведении спорт­смена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замечен­ные ошибки и т.д.); 3) данные о срочном тренировочном эффек­те (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой); 4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тре­нированности).

Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффектив­ность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвя­зях между структурой соревновательной деятельности и структу­рой подготовленности: I) компоненты соревновательной деятель­ности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш); 2) интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (на­пример: скоростно-силовые способности, специальная выносли­вость); 3) функциональные параметры и характеристики, опре­деляющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость си­стем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функцио­нальных систем и т.п.); 4) частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кро­вообращения, объем легких и т.д.). Все это, учитывая функцио­нальные возможности спортсмена, структуру предстоящей сорев­новательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность со­ревновательной деятельности и создать фундамент эффективно­сти управления тренировочным процессом.

Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспо­собности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Учиты­вая результаты контроля, тренер обязан своевременно корректи­ровать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оце­нивать текущие и оперативные этапные состояния спортсмена принято различать три вида контроля1:

  1. поэтапный — определение изменения состояния под воз­действием относительно длительного периода тренировки и раз­работка стратегии на последующий макроцикл или период;

  2. текущий — оценка реакции организма спортсмена на вы­полнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влия­нием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходимых для протекания восстановительных процессов, выявление особен­ностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение тренировочного дня или микроцикла;

  3. оперативный (направлен на оптимизацию программы тре­нировочных занятий) — выбор упражнений, которые в наиболь­шей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упраж­нений, величину нагрузки и т.д.

В процессе контроля могут оцениваться и учитываться:

Одна из основных задач контроля — рациональный подбор те­стов, которые должны: 1) объективно отражать оцениваемые ка­чества и способности; 2) быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они дают информацию; 3) вписываться в трениро­вочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем; 4) выявлять реакцию на тренировочные воздействия в соответствии с требованиями структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней спортсмена (в совокупности всех сторон оценки).

Формирующая функция направлена на организацию учебно-пе­дагогического процесса для выработки необходимых технико-так­тических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена.

Формирование двигательных актов и психических явлений осу­ществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревно­вательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управ­ления действиями, состоящими из определенной системы движе­ний и регуляторных актов.

Гностическая функция связана с сообщением спортсмену необ­ходимых знаний и умений, со стимулированием его познаватель­ной активности.

Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации эти­ческих норм поведения.

Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсме­на накануне соревнований в условиях психических срывов, пере­утомления и т. п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, пере­ключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.

Воспитательная функция направлена на выработку у спортсме­на морально-волевых качеств, нравственных черт характера, об­щественного самосознания.

Для решения воспитательных задач тренер должен сформиро­вать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдель­ный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчи­нять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувство­вать радость от общей деятельности и т.д.

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимы­ми для педагогической деятельности вообще и тренерской в час­тности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования (по Г.Д.Горбу­нову и В.В.Медведеву):

  1. высокий уровень нравственного самосознания;

  2. педагогическое образование;

  3. широкий идейно-политический кругозор;

  4. устойчивые морально-волевые качества;

  5. интерес к современным достижениям в педагогике, психо­логии и биологии;

  6. высокий общий культурный уровень;

  7. умение управлять собой в любых условиях;

  8. хорошие организаторские способности;

  9. умение руководить коллективом и пользоваться авторите­том у своих учеников.

Специальные требования к тренерской дея­тельности (по Г.Д.Горбунову и В.В.Медведеву):

  1. знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

  2. умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

  3. умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

  4. способность планировать перспективную подготовку спорт­сменов, учитывая их индивидуальные особенности;

  5. умение воспитывать у своих учеников стремление регуляр­но заниматься спортом;

  6. способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Тренер — это творческая личность. Исследователи проблем твор­чества придают большое значение выявлению особенностей твор­ческой личности.

Так, в работах Я.А.Пономарева1 выделяются следующие осо­бенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внима­ния, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллек­туальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвиде­ния, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждаю­щая стоять на своем. Высокотворческие личности часто проявля­ют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их привле­кают такие ситуации, которые требуют оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного процесса (стремление превратить знания учени­ков в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независи­мость мышления и действий, высокая творческая энергия, спо­собность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не при­держиваться догм, какими бы авторитетными они ни были, ви­деть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенство­ванию. Тренер-творец, исследователь из лучших образцов передо­вого опыта извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно пере­рабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, раз­вивать их творческое мышление. Он находится в постоянном по­иске новых путей, способов и приемов изложения и показа учеб­ного материала. Ему присуще стремление использовать все зако­номерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки проч­ных навыков и умений. У него развито умение видеть перспективы и находить верные пути решения возникающих проблем. Он доби­вается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принци­пы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоян­ный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие функции выполняет учитель физической культуры в своей профессиональной деятельности?

  2. Что характерно для проектировочных функций?

  3. Для чего учителю нужен психологический анализ собственного урока?

  4. Какие способности определяют профессиональное мастерство учи­теля физической культуры?

  1. Какую роль выполняют гностические и конструктивные умения учи­теля?

  2. Какие вы знаете индивидуальные стили педагогической деятельно­сти?

  3. Из каких основных компонентов слагается авторитет учителя физи­ческой культуры у учеников?

  4. Какие основные функции выполняет тренер, осуществляющий учеб­но-воспитательную работу?

  5. Каковы педагогические особенности тренерской деятельности?

  1. Каковы особенности воспитательной работы тренера?

  2. Какие задачи решает тренер в своей профессиональной деятель­ности?

  3. Что характерно для тренера, относящегося к своей работе твор­чески?

Рекомендуемая литература

Ганюшкин А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психоло­га и тренера. — Смоленск, 1989.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.

Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. — М., 1982.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д, 1997.

Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М., 1987.

Кашанов P.P. Курс практической психологии: Учебное пособие. — Екатеринбург, 1996.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.

Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.

Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.

Немое Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заве­дений. - Кн. П.- М., 1998.

Платонов В. И. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.