1.4. Анализ слабых и сильных сторон туристского предприятия
Довольно часто требуются изменения или корректировка стратегии в уже действующей фирме. Это может быть связано с изменившимися условиями внешней среды, усилением конкуренции, изменением структуры спроса, неудачами в предпринимательстве.
Для того чтобы скорректировать стратегию действующей туристской фирмы, необходимо провести тщательный анализ ситуации. Для этого применяется метод SWOT-анализа, который предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия. В ходе этого анализа проверяется, в какой области фирма наиболее компетентна, а в какой — нет. На основании SWOT-анализа определяется или уточняется стратегическая линия предприятия в производстве и на рынке.
SWOT-анализ — это оперативный диагностический анализ предприятия (фирмы) и его среды, который осуществляется с целью: выявления потенциала силы (S), слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды.
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа, которая строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела: наличие возможности и угрозы, исходящей от внешней среды; уровень силы и слабости потенциала фирмы. На пересечении 2x2 получаем четыре поля (квадранта).
1. Поле SO (сила / возможности) фиксирует те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставившихся возможностей. Если по какой-либо открывающейся возможности позиции организации становятся сильными, то это поможет принять соответствующую стратегию ее развития.
Например, туристская компания является крупным туроператором по определенному направлению и занимает лидирующее положение на рынке. У компании имеется обширная сеть агентств, обеспечивающая стабильную реализацию туристского продукта. Складываются возможности для внедрения собственной компьютерной системы бронирования и разработки инновационных проектов продвижения продукта.
2. Поле SТ (сила / угрозы) определяет потенциал организации, который может быть не использован по причине угроз. Здесь могут рассматриваться стратегии развития потенциала.
Например, позиция технологического лидера в отрасли, высокий научно-технический инновационный потенциал туристской фирмы дают ей устойчивую позицию на рынке. Но требования к качеству туристских услуг со стороны потребителей и государства (стандартизация и сертификация продукта), а также требования по финансовым гарантиям профессиональной ответственности, заложенные в новом Положении о лицензировании, требуют корректировки стратегии развития предприятия. В данной ситуации создания совместных с зарубежными партнерами предприятий недостаточно. Туристской компании необходима стратегическая ориентация на разработку новых продуктов повышенного качества, неповторимого содержания, только это поможет ей сохранить лидирующие позиции.
3. Поле WТ (слабость / угрозы) показывает худшее положение для организации, поэтому важно обратить на него особое внимание. Снижение угроз возможно лишь при разработке стратегии развития своего потенциала.
Например, средняя туристская фирма имеет ограниченные возможности по разработке туристских продуктов, и сбытовая сеть ее неразвита. В данном случае необходимо усиливать позиции на внутреннем рынке, развивая не только сбытовую сеть, но и туристские маршруты. Можно создать с зарубежным партнером совместное предприятие (СП) с целью укрепления позиций на выездном туристском рынке. Возможны консолидация с другими малыми и средними туристскими фирмами, создание СП, ассоциаций, способных укрепить позиции туристской фирмы.
4. Поле WО (слабость / возможности) фиксирует открывающиеся возможности при определенной слабости предприятия. Руководству следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон своего предприятия. Однако целесообразен поиск стратегии развития его потенциала.
Например, если малое или среднее туристское предприятие успешно работает только в одном направлении (по одной стране) и не имеет широкого выбора туристских маршрутов, то его сбытовая сеть развита довольно слабо. В данной ситуации можно применить стратегию ценообразования «снятие сливок», поскольку работа по одной стране создает условия лидерства именно в этом направлении. В стратегическом плане необходимо или самостоятельно, или консолидируясь с другими компаниями, развивать иные направления туристского продукта (создавать СП, вступать в ассоциации, корпорации, альянсы, фран-шизные связи и т. д.), а также сбытовую сеть.
На основании SWOT-анализа составляется матрица, которая дает наглядное представление о силе и слабости, возможностях и угрозах предприятия.
В процессе SWOT-анализа выявляются факторы отличительной компетенции компании, т. е. то, что компания делает лучше конкурентов (производство, сервис, ноу-хау, дизайн, продвижение и продажа, учет вкусов потребителей и т. д.). При этом необходимо определить, к чему относятся эти отличия к силе или слабости компании. Затем производятся анализ затрат и оценка конкурентной позиции компании.
Очень важно определить, обладает ли фирма внутренними силами и какие ее слабости могут вызвать проблемы, связанные с внешними опасностями, какие внутренние и внешние действия необходимо предпринять для укрепления позиций.
Рассмотрим преимущества и недостатки работы туроператора-франшизополучател.
Преимущества:
отсутствие у оператора основных навыков и специализированных знаний
преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером;
владея собственным предприятием, оператор имеет стимул
получать постоянную поддержку головной фирмы и использует ее репутацию. Ему потребуется меньше капитала, чем для создания своего бизнеса, так как франчайзер производит ненужные затраты;
оператор получает преимущества в использовании рекламных мероприятий франчайзера в рамках всего региона (страны). Он выигрывает, получая доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, ведения переговоров;
риск бизнеса оператора ниже, чем у самостоятельного предприятия, поскольку он имеет преимущество в использовании торговой марки франчайзера, его фирменных услуг, авторских материалов. Он может пользоваться результатами научных разработок франчайзера, его программами развития и информацией;
в необходимых случаях проводится территориальный раздел, чтобы защитить оператора от конкуренции с франчайзером или другим оператором;
оператор пользуется признанием банками преимуществ в финансировании предприятий, работающих в условиях льготного предпринимательства.
| (О) Возможности: расширение производственной линии увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах добавление сопутствующих продуктов вертикальная интеграция | (Т) Угрозы: возможность появления новых конкурентов возрастающее конкурентное давление затухание делового цикла изменение потребностей и вкуса потребителей неблагоприятные демографические изменения |
(S) Сильные стороны: адекватные финансовые ресурсы хорошая репутация у покупателя известный лидер рынка защищенность от сильного конкурентного противника правильно выбранная технология преимущества в области издержек преимущества в области конкуренции | Поле S и О (сила/возможности) | Поле S и Т (сила/угрозы)
|
(W) Слабые стороны: отсутствие ясности в стратегических направлениях, компетенции отставание в области исследований и разработок узость производственной линии | Поле WnO (слабость/возможности)
| Поле W и Т (слабость/угрозы)
|
Вероятность использования возможностей | Влияние | ||
сильное | умеренное | малое | |
Высокая | Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах Вертикальная интеграция | Добавление сопутствующих продуктов | Расширение производственной линии |
Средняя | Выход на новые рынки | Совершенствование технической базы | Повышение квалификации сотрудников |
Низкая | Ускорение роста рынка | Возможность перехода в группу с лучшей стратегией |
|
Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | Легкие ушибы | |
Высокая | _ | _ | - | Затухание делового цикла |
Средняя | _ | _ | Появление НОВЫХ конкурентов | Неблагоприятная политика правительства |
Низкая | Рост продаж замещающего продукта Форс-мажорные обстоятельства | Возрастающее конкурентное давление | Замедление роста рынка | - |
Недостатки:
оператор является собственником, его бизнес осуществляется по лицензии в рамках контракта. Следовательно, он подвергается контролю со стороны франчайзера и платит головной фирме первоначальные и текущие выплаты;
потенциальному оператору может быть сложно определить качество франчайзера;
в контракте на право льготного предпринимательства, как правило, содержатся некоторые ограничения в отношении продажи или передачи этого права;
возможно появление иждивенческих настроений у операторов, которые ошибочно считают, что франчайзеры должны постоянно обеспечивать их потоком покупателей и повседневно участвовать в их работе;
политика, проводимая франчайзером, может повлиять на прибыльность предприятия оператора;
франчайзер может допустить ошибки в своей политике, которые нанесут вред деятельности предприятия-оператора.
- Российская международная
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 стратегический менеджмент в туроперейтинге
- 1.1. Цели, задачи и миссия туристского предприятия
- Вступительный текст к каталогу «Греция. Бело-голубая мечта 1999»
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.2. Общая цель туристского предприятия и цели его подразделений
- Классификация целей
- Примерные формулировки целей функциональных подсистем туроператора
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.3. Перспективный анализ потенциального туристского предприятия
- Структура анализа деятельности потенциального предприятия а. Продукт или вид услуги
- Б. Аналогичные продукты и услуги конкурентов
- Д. Финансирование
- Е. Дополнительная проблема
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.4. Анализ слабых и сильных сторон туристского предприятия
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.5. Стратегические аспекты деятельности туристского предприятия
- Маркетинг
- Доля рынка и конкурентоспособность
- Разнообразие и качество ассортимента
- Ценовая политика
- Рыночная демография
- Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
- Сбыт, реклама, продвижение товара
- Прибыль
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.6. Финансы и производство
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.7. Персонал
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.8. Организационная культура и имидж турфирмы
- Контрольные вопросы
- Комплексный анализ основных аспектов деятельности турпредприятия
- Практическое задание
- 1.9. Выбор вида стратегии
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.10. Процесс управления стратегией
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Контрольные вопросы
- 2.2. Ценообразование
- Контрольные вопросы
- 2.3. Учетная политика туристской фирмы
- Контрольные вопросы
- 2.4. Налогообложение
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Налог с продаж
- Земельный налог
- Налоги на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и на пользователей автомобильных дорог
- Налог на прибыль
- Налог на рекламу
- Отчисления во внебюджетные фонды
- Налоговые органы
- Контрольные вопросы
- 2.5. Оплата счетов поставщиков услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 3 безопасность в путешествии
- 3.1. Общее понятие безопасности и направления ее организации
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
- Контрольные вопросы
- 3.3. Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов
- Контрольные вопросы
- 3.4. Безопасность туристов во время перевозки
- Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
- Обеспечение безопасности на автотранспорте
- Контрольные вопросы
- 3.5. Страхование туристов и профессиональной ответственности туроператора
- Страхование выезжающих за рубеж туристов
- Страхование внутреннего и въездного туризма
- Страхование профессиональной ответственности
- Контрольные вопросы
- 3.6. Туристская полиция
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 4.2. Квалификационные требования, предъявляемые к менеджеру туроперейтинга
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература