3.2. Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
Природные и техногенные катастрофы в туристских центрах представляют собой серьезную опасность для туристов. Однако при грамотном и ответственном подходе к данной проблеме туристская фирма способна свести к минимуму такие риски.
В ГОСТ Р 50644-94 указаны меры по предупреждению и снижению ряда природных и техногенных факторов риска, которые в туризме обусловлены:
возможностью возникновения в зоне размещения туристского предприятия или маршрута природных, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов). Необходимо отслеживать, контролировать такие ситуации в районах отдыха и путешествий туристов, а также информировать их о предстоящих рисках. В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и др.), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах;
техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, архитектурных, природных достопримечательностей). Безопасность пользования материально-технической базой обеспечивается соблюдением требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов, при их технической эксплуатации, а также она обеспечивается техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам. Транспортные перевозки туристов во время путешествий, экскурсий, походов должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.);
сложностью рельефов местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.). Подготовка маршрутов, туристского снаряжения и инвентаря, применяемого при обслуживании туристов, должна соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды маршрутов и снаряжения;
уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (гидов, инструкторов, экскурсоводов и др.). Необходимо обеспечивать работу на маршруте с туристами квалифицированными, обученными кадрами, владеющими профессиональными навыками, методикой и умениями;
подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и конкретной категории сложности. Перед каждым маршрутом с туристами должен проводиться инструктаж. Для них должны быть предоставлены соответствующая безопасная экипировка, страховочное снаряжение и т. д.;
информационным обеспечением. Необходимо проводить четкую и понятную туристам маркировку трасс маршрутов. Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, должна предоставляться заблаговременно, до начала отдыха, а также в процессе обслуживания.
Информация о природных сложностях туристской трассы, необходимом уровне личной физической подготовки туриста, об особенности индивидуальной экипировки должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.
В туризме существует еще ряд техногенных и природных факторов риска. Прежде всего это пожароопасность. Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями нормативных документов, Правил пожарной безопасности, Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
В предприятиях размещения туристов необходимо оборудовать специальные системы пожаротушения и должен быть вывешен план эвакуации на случай пожара, разработан план мероприятий по спасению туристов и персонала и пр.
Опасные излучения — повышенный уровень ультрафиолетового и радиологического излучения.
Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать согласно ГОСТ Р 50644-94 только в местностях с благоприятными характеристиками радиационного состояния.
Ультрафиолетовое излучение сопровождает туристов в путешествиях достаточно часто: в южных странах, на пляжах, в горах. В ГОСТе говорится:
«Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:
информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;
использованием средств индивидуальной защиты (защитные маски, кремы, одежда, закрывающая тело, руки, ноги, солнцезащитные очки и пр.).
Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других поездках и походах)».
Химические факторы риска — токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:
осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других физиологических средах;
осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки зрения химических факторов риска среде;
применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.
Повышенная запыленность и загазованность. Уровень вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должен быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных соответствующими строительными ГОСТами, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.
Всемирная туристская организация (ВТО) уделяет вопросам безопасности в туризме большое значение. Так, в декабре 1998 г. во Владивостоке прошел региональный семинар ВТО, посвященный вопросам безопасности в сфере туризма. Участники секции по вопросам борьбы с природными и техногенными катастрофами в туристских центрах подчеркнули необходимость информирования туристов о правилах поведения в критических ситуациях.
В 1993 г. было принято постановление Правительства РФ о создании Федеральной службы по метеорологии и мониторингу окружающей среды. В особо опасных районах были созданы противолавинные центры, работают поисково-спасательные службы (ПСС). Их задачами также являются исследование, прогнозирование и информирование населения и туристов о необходимых мерах предосторожности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Российская международная
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 стратегический менеджмент в туроперейтинге
- 1.1. Цели, задачи и миссия туристского предприятия
- Вступительный текст к каталогу «Греция. Бело-голубая мечта 1999»
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.2. Общая цель туристского предприятия и цели его подразделений
- Классификация целей
- Примерные формулировки целей функциональных подсистем туроператора
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.3. Перспективный анализ потенциального туристского предприятия
- Структура анализа деятельности потенциального предприятия а. Продукт или вид услуги
- Б. Аналогичные продукты и услуги конкурентов
- Д. Финансирование
- Е. Дополнительная проблема
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.4. Анализ слабых и сильных сторон туристского предприятия
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.5. Стратегические аспекты деятельности туристского предприятия
- Маркетинг
- Доля рынка и конкурентоспособность
- Разнообразие и качество ассортимента
- Ценовая политика
- Рыночная демография
- Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
- Сбыт, реклама, продвижение товара
- Прибыль
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.6. Финансы и производство
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.7. Персонал
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.8. Организационная культура и имидж турфирмы
- Контрольные вопросы
- Комплексный анализ основных аспектов деятельности турпредприятия
- Практическое задание
- 1.9. Выбор вида стратегии
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.10. Процесс управления стратегией
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Контрольные вопросы
- 2.2. Ценообразование
- Контрольные вопросы
- 2.3. Учетная политика туристской фирмы
- Контрольные вопросы
- 2.4. Налогообложение
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Налог с продаж
- Земельный налог
- Налоги на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и на пользователей автомобильных дорог
- Налог на прибыль
- Налог на рекламу
- Отчисления во внебюджетные фонды
- Налоговые органы
- Контрольные вопросы
- 2.5. Оплата счетов поставщиков услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 3 безопасность в путешествии
- 3.1. Общее понятие безопасности и направления ее организации
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
- Контрольные вопросы
- 3.3. Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов
- Контрольные вопросы
- 3.4. Безопасность туристов во время перевозки
- Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
- Обеспечение безопасности на автотранспорте
- Контрольные вопросы
- 3.5. Страхование туристов и профессиональной ответственности туроператора
- Страхование выезжающих за рубеж туристов
- Страхование внутреннего и въездного туризма
- Страхование профессиональной ответственности
- Контрольные вопросы
- 3.6. Туристская полиция
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 4.2. Квалификационные требования, предъявляемые к менеджеру туроперейтинга
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература