2.5. Оплата счетов поставщиков услуг
Одним из важных этапов финансово-экономической работы туроператора является оплата счетов поставщиков услуг и особенно в сфере международного сотрудничества (т. е. оплата счетов иностранных партнеров). Здесь можно выявить определенные особенности и традиционные правила, позволяющие оптимизировать данную деятельность.
При рассмотрении вопросов оплаты счетов зарубежным поставщикам услуг инициативный туроператор должен при заключении сделки согласовать с ними условия расчетов за своих туристов. Основными аспектами, требующими согласования, являются форма (или способ) платежей, их сроки и основание, а также санкции за их просрочку.
Форма (или способ) платежей. Для расчетов с иностранными фирмами чаще всего используются банковские почтовые или телеграфные переводы, межбанковские взаиморасчеты (система «свифт»). Это официальный способ расчетов, который позволяет вести учет внешнеторгового оборота в масштабе страны, отрасли. Для выполнения банковских переводов за границу российской стороне необходимо иметь валютный счет в российском банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками. Если между банками российской и иностранной туристской фирмы стоят банки-посредники, это осложняет расчеты, затягивает время прохождения денег от плательщика к получателю, увеличивает операционные расходы.
В переговорах с фирмой по вопросам операционных расходов необходимо четко определить, на чей счет они будут отнесены (на счет российской или иностранной фирмы). Для использования банковских переводов в расчетах с иностранной фирмой российский туроператор должен получить от нее точные банковские реквизиты.
Для расчетов с иностранной фирмой (при ее согласии) могут быть использованы дорожные чеки (например, «Америкэн экспресс», «Виза» и др.). В этом случае российская фирма покупает на необходимую сумму в одном из российских банков дорожные чеки, которые передает иностранной фирме через сопровождающего группы в первом пункте обслуживания. Однако эта практика не имеет широкого распространения.
Некоторые российские туроператоры и турагентства при отправлении индивидуальных туристов или небольших групп договариваются о расчетах за пакет услуг наличной валютой, которую вывозят с собой сами туристы. По прибытии в первый пункт туристы оплачивают представителю иностранной фирмы установленную цену пакета услуг.
Если туроператор занимается и отправкой россиян за рубеж, и приемом иностранных туристов (инициативный и рецептивный туроперейтинг) через одну и ту же иностранную фирму, то такие российские туристские фирмы могут вести с ней взаиморасчеты на основе клиринга (системы безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств). По окончании всех операций подсчитывается сальдо, которое выплачивается одной стороной другой стороне.
Сроки платежей. В международном туристском бизнесе в подавляющем большинстве случаев применяется предварительная оплата. Поэтому можно ожидать, что иностранная принимающая фирма будет настаивать на том, чтобы деньги за обслуживание российских туристов были переведены до их прибытия в первый пункт маршрута. В связи с этим важным вопросом переговоров всегда становится определение срока (дня) платежа: день когда российская турфирма дает поручение банку о переводе денег, или день, когда иностранная турфирма получает от своего банка извещение о поступлении денег. Таким сроком является день поступления денег на счет иностранной фирмы. Это не в интересах российского туроператора, так как он не может влиять на быстроту и четкость банковских операций. Поэтому ему рекомендуется добиваться от иностранного партнера согласия на максимальное приближение срока поступления денег ко дню прибытия российских туристов в страну путешествия.
Основание платежей. В соответствии с действующим в РФ законодательством для исполнения банковского перевода за границу необходимо иметь соответствующее основание. Им может быть или копия контракта, или счет фирмы, которые предъявляются в банк вместе с платежным поручением. При переговорах с иностранной фирмой необходимо договориться о своевременном получении от нее правильно оформленных счетов на оплату обслуживания российских туристов.
Санкции за просрочку платежей. Санкцией, применяемой за просрочку платежей в международном туризме, является уплата пени. Ее размер равняется 0,05 % от суммы задолженности за каждый день задержки платежа.
Как показала практика, это условие не таит в себе большой угрозы финансовому положению российского туроператора. Например, при задолженности в 6 тыс. долл. США размер пени за один день составит 3 долл., а за 30 дней — 90 долл. Поэтому, если у российской фирмы нет возможности избежать этого условия, то можно с ним согласиться с определенными оговорками.
- Российская международная
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 стратегический менеджмент в туроперейтинге
- 1.1. Цели, задачи и миссия туристского предприятия
- Вступительный текст к каталогу «Греция. Бело-голубая мечта 1999»
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.2. Общая цель туристского предприятия и цели его подразделений
- Классификация целей
- Примерные формулировки целей функциональных подсистем туроператора
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.3. Перспективный анализ потенциального туристского предприятия
- Структура анализа деятельности потенциального предприятия а. Продукт или вид услуги
- Б. Аналогичные продукты и услуги конкурентов
- Д. Финансирование
- Е. Дополнительная проблема
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.4. Анализ слабых и сильных сторон туристского предприятия
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.5. Стратегические аспекты деятельности туристского предприятия
- Маркетинг
- Доля рынка и конкурентоспособность
- Разнообразие и качество ассортимента
- Ценовая политика
- Рыночная демография
- Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
- Сбыт, реклама, продвижение товара
- Прибыль
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.6. Финансы и производство
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.7. Персонал
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.8. Организационная культура и имидж турфирмы
- Контрольные вопросы
- Комплексный анализ основных аспектов деятельности турпредприятия
- Практическое задание
- 1.9. Выбор вида стратегии
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.10. Процесс управления стратегией
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Контрольные вопросы
- 2.2. Ценообразование
- Контрольные вопросы
- 2.3. Учетная политика туристской фирмы
- Контрольные вопросы
- 2.4. Налогообложение
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Налог с продаж
- Земельный налог
- Налоги на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и на пользователей автомобильных дорог
- Налог на прибыль
- Налог на рекламу
- Отчисления во внебюджетные фонды
- Налоговые органы
- Контрольные вопросы
- 2.5. Оплата счетов поставщиков услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 3 безопасность в путешествии
- 3.1. Общее понятие безопасности и направления ее организации
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
- Контрольные вопросы
- 3.3. Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов
- Контрольные вопросы
- 3.4. Безопасность туристов во время перевозки
- Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
- Обеспечение безопасности на автотранспорте
- Контрольные вопросы
- 3.5. Страхование туристов и профессиональной ответственности туроператора
- Страхование выезжающих за рубеж туристов
- Страхование внутреннего и въездного туризма
- Страхование профессиональной ответственности
- Контрольные вопросы
- 3.6. Туристская полиция
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 4.2. Квалификационные требования, предъявляемые к менеджеру туроперейтинга
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература