1.10. Процесс управления стратегией
Стратегическое планирование и внедрение стратегии — это вид менеджмента, который требует квалифицированного подхода, серьезных разработок, ориентированных на долговременные и тактические цели предприятия и распределенных по времени их претворения. Объектами стратегического управления являются фирма в целом, ее структурные и функциональные подразделения. Претворение стратегии в жизнь осуществляется конкретными людьми — исполнителями. Люди на предприятии организованы в определенный коллектив со своей иерархией. Поэтому стратегией нужно управлять. И здесь возникает ряд вопросов:
соответствует ли структура предприятия принятой стратегии?
учитывает ли стратегия организационную структуру фирмы и не противоречат ли они друг другу?
достаточно ли квалификации управленческому и исполнительному персоналу?
корректируются ли долговременные и тактические цели предприятия?
последовательна ли фирма в своей деятельности по достижению целей?
каков ее имидж по сравнению с другими организациями данной отрасли?
На все эти вопросы ответы находят в процессе управления стратегией предприятия (или стратегического управления). Управление реализацией стратегических планов обусловливает стимулирование должного к нему отношения не только высшего звена управленческого аппарата, но и работников всех уровней. Серьезное значение здесь приобретают коммуникативная политика предприятия, движение информации внутри фирмы, хороший психологический климат в коллективе. Необходимо создать среду, адаптивную к постоянным изменениям, так как изменения — это суть движения. Важно, чтобы созданная среда и структура располагали к позитивным изменениям и эффективному развитию туристской фирмы. Регулярные совещания, обсуждения планов и целей предприятия, повышение квалификации, сотрудников, а также гласное освещение возможностей фирмы способствуют заинтересованности всего коллектива в претворении стратегии.
Стратегический план предприятия и управление должны учитывать в своей структуре обеспечение эффективной деятельности как отдельных подразделений, так и всей фирмы в целом. Поэтому для организации стратегического управления важное значение имеют два фактора: структурно-производственная система предприятия и кадры.
Структурно-производственная система (или архитектоника) туристского предприятия включает в себя следующие позиции:
технологию организации производства туристского продукта;
офисное коммуникационное оборудование и применяемые технологии (программы);
информационные системы и системы бронирования и резервирования, которыми пользуется турфирма;
уровень организации производства;
структурную композицию фирмы, распределение функций и ответственности в принятии решений по уровням менеджмента и исполнительства;
функциональные задачи и обязанности отдельных подразделений фирмы и работников;
внутренние коммуникационные каналы и установки;
организационную культуру;
целевые установки персонала.
Качественные требования к кадрам туристского предприятия для успешного стратегического управления определяются следующими параметрами:
профессионализмом и квалификацией в области туристского рынка,
предпринимательства и продвижения продукта (услуг);
стратегическим подходом к организации туристского производства, умением видеть перспективу деятельности и развития своего направления;
позитивной адаптивностью изменениям внутренней и внешней среды.
При этом следует ориентироваться на утвержденные государством стандарты.
На качество работы персонала также большое влияние оказывает система мотиваций сотрудников.
Итак, задачей стратегического управления является создание такой организационной структуры и системы мотивации кадров, которые в наилучшей степени будут соответствовать выполнению именно стратегической линии предприятия и способствовать достижению его стратегических целей.
В процессе стратегического управления возникают следующие проблемы.
Противоречия между стратегическими решениями и оперативными нуждами экономии средств и ресурсов. Необходимы координация данных вопросов, контроль и использование существующей стратегической позиции для прогнозирования верных перспективных решений.
Противоречие между степенями стратегической необходимости в подразделениях фирмы, не приносящих прибыли в настоящем и внедряемых за счет издержек. Необходим серьезный расчет по стратегическим инвестициям в будущее.
Необходимость постоянной взаимоувязки стратегических и оперативных решений, противоречивых по стилю управления. Если стратегическое управление — гибкое и нацелено на перспективные изменения, то оперативное — жесткое и нацелено на эффективность сиюминутного предпринимательства. Многие туристские фирмы используют на практике комбинированные системы менеджмента, основанные на сочетании стратегического и оперативного стилей управления.
Влияние на развитие фирмы противоречивых и во многом непредсказуемых внешних факторов (политических, экономических, социальных, научно-технических и др.), которые могут развиваться по разным, не всегда прогнозируемым сценариям и оказывать неожиданное влияние на ее развитие. Стратегическое управление должно строиться на основе постоянного изучения и анализа внешней среды и прогнозных решений вариативного характера.
Самое важное в стратегическом управлении — это вовлечение в реализацию стратегии туристского предприятия максимально большего количества исполнителей, что способствует формированию коллектива единомышленников, ответственно работающих на эффективность развития предприятия. И в конечном итоге стратегический подход к ведению дел в туристской фирме помогает сосредоточить усилия каждого ее звена и подразделения на достижении основной цели. Это может быть получение устойчивой прибыли путем достижения конкурентоспособности, расширения диверсификации, а также при помощи вертикальной или горизонтальной интеграции (в зависимости от положения фирмы на рынке и ее цели).
- Российская международная
- Оглавление
- Введение
- Глава 1 стратегический менеджмент в туроперейтинге
- 1.1. Цели, задачи и миссия туристского предприятия
- Вступительный текст к каталогу «Греция. Бело-голубая мечта 1999»
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.2. Общая цель туристского предприятия и цели его подразделений
- Классификация целей
- Примерные формулировки целей функциональных подсистем туроператора
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.3. Перспективный анализ потенциального туристского предприятия
- Структура анализа деятельности потенциального предприятия а. Продукт или вид услуги
- Б. Аналогичные продукты и услуги конкурентов
- Д. Финансирование
- Е. Дополнительная проблема
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.4. Анализ слабых и сильных сторон туристского предприятия
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.5. Стратегические аспекты деятельности туристского предприятия
- Маркетинг
- Доля рынка и конкурентоспособность
- Разнообразие и качество ассортимента
- Ценовая политика
- Рыночная демография
- Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
- Сбыт, реклама, продвижение товара
- Прибыль
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.6. Финансы и производство
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- 1.7. Персонал
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.8. Организационная культура и имидж турфирмы
- Контрольные вопросы
- Комплексный анализ основных аспектов деятельности турпредприятия
- Практическое задание
- 1.9. Выбор вида стратегии
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 1.10. Процесс управления стратегией
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Контрольные вопросы
- 2.2. Ценообразование
- Контрольные вопросы
- 2.3. Учетная политика туристской фирмы
- Контрольные вопросы
- 2.4. Налогообложение
- Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Налог с продаж
- Земельный налог
- Налоги на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и на пользователей автомобильных дорог
- Налог на прибыль
- Налог на рекламу
- Отчисления во внебюджетные фонды
- Налоговые органы
- Контрольные вопросы
- 2.5. Оплата счетов поставщиков услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 3 безопасность в путешествии
- 3.1. Общее понятие безопасности и направления ее организации
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
- Контрольные вопросы
- 3.3. Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов
- Контрольные вопросы
- 3.4. Безопасность туристов во время перевозки
- Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
- Обеспечение безопасности на автотранспорте
- Контрольные вопросы
- 3.5. Страхование туристов и профессиональной ответственности туроператора
- Страхование выезжающих за рубеж туристов
- Страхование внутреннего и въездного туризма
- Страхование профессиональной ответственности
- Контрольные вопросы
- 3.6. Туристская полиция
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- 4.2. Квалификационные требования, предъявляемые к менеджеру туроперейтинга
- Контрольные вопросы
- Основная литература
- Дополнительная литература