logo search
hristov

Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма

Джайнизм возник одновременно с буддизмом. Возможно, Будда и Натапутта Вардхамана (или Джина, Махавира), основатель джайнизма, знали друг друга.

Слово «джайн» происходит от санскритского «джина» (победитель) и подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный (чувственный, материальный) мир. Цель джайнизма — мокша. Мокша — это полное и окончательное освобождение обусловленной души от цепи перерождений и связанных с этим страданий (сансара). Джайнизм не признает существования Бога — творца Вселенной. Любые эпитеты, относящиеся к Богу, — «отец», «творец», «друг» — концептуальные и ограниченные, поскольку идут от ума Итак, мокша может быть достигнута как в момент смерти челове- ка, так и при жизни. Если человек обрел мокшу, то он реализовал себя,

свое предназначение.

Джайны почитают 24 тиртханкаров, последним из которых был Махавира. Слово «тиртханкары» означает «создающие переправу» через океан сансары, через мир пребывания в страданиях. В джайнизме силен монашеско-аскетический уклон. В Дашавайкаликасутре про монаха сказано: «Он должен навсегда оставить пребывание в теле, этом нечистом и временном прибежище, а ум его должен быть твердо нацелен лишь на вечное благо. Монах, который разрубил узы рождения и смерти, движется к освобождению — туда, откуда нет возврата». Выдвинут принцип ахимсы, ненасилия по отношению к живым существам. Джайнизм учит почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства. Это в первую очередь религия любви и сострадания. В джайнизме имеются пять основных этических обетов (ану-врата: повреждения, отказа от ложной речи, воровства, нецеломудрия, привязанности ко всему мирскому. Священным Писанием этой религии являются джайнские агамы и сиддханты.

В джайнизме есть два основных направления, их последователи называются дигамбары («одетые сторонами света») и шветамбары («одетые в белое»). Большинство джайнов — миряне, монахов всего 2 — 3 тыс. Монахи-дигамбары не имеют собственности, кроме набедренной повязки и кувшина для воды. Они считают, что объекты материального мира, даже одежда, вызывают привязанности у человека, связывают его. Не имея ничего, монахи принимают подношения пищи от верующих сложенными ладонями.

Монахи-шветамбары часто повязывают рот белой повязкой, чтобы случайно не вдохнуть насекомое. Они имеют с собой метелочку для смахивания насекомых с места, где они будут медитировать, сосуд для подаяний, палку, священные тексты и маленький образ тиртханкара.

Джайнские храмы внешне похожи на индусские. Они посвящены одному из тиртханкаров. Во внутреннем святилище храма помещен образ тиртханкара. Ритуальные действия включают созерцание образа тиртханкара (даршан), негромкое пение мантр, пуджу (зажигание благовоний, окропление статуи водой, подношения риса, сладостей, цветов, фруктов).

Джайнские храмы и их территории очень красиво оформлены, ведь они являются отражением небесных залов (как бы залов на других планах бытия и сознания, в других энергетических измерениях, в других пространственно-временных рамках). В этом отношении джайнизм отличается от индуизма, где храм считается местом обитания божества. В джайнском храме посетители попадают в сильные вибрации сознания тиртханкаров. В своих молитвах джайны просят ясности мысли и твердости духа.

В домашних алтарях джайнов присутствуют резные фигурки божеств и небесных музыкантов. Как и в храмах, при домашних молитвах надлежит одеваться в чистые, несшитые одежды. В марте джайны празднуют Махавира джаянти — день рождения Махавиры, сопровождаемый молитвами, посещением святых мест и постом.

Поскольку джайны исповедуют принцип ахимсы, они не занимаются сельским хозяйством, так как такая деятельность может причинить ущерб живым существам. Джайны занимают видные позиции в бизнесе. Они обладают большим авторитетом в Индии благодаря своим высоким нравственным качествам.