Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской области в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422—1425) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагаются Московская Духовная академия (открыта в 1814) и Семинария (открыта в 1842).
Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной им предлагается бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. На деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII —XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.
В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники, и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божией Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на Русском Севере. Соловки называют «русской голгофой» — сюда ссылались заключенные в 20 —30-е гг. XX в. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XX в, возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.
Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник — 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII —XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.
В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая П. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживают более 200 насельников. Священноигуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Николъский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго «ставные службы с валаамским древним распевом.
Святынями монастыря являются мощи прпп. Сергия и Германа, днтипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.
Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигаальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Опти-ной пустыни (самый большой из б действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прпп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.
Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества — Нил Сорский, Савва-тий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, к которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, по преданию, водруженный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых — Михаил. Территория Монастыря состоит из двух участков — Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652). Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.
Рождества Богородицы Пафнутиев-Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится на Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один из старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеобразную форму под влиянием южнославянских и киевского знаменного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век