logo
hristov

Католицизм История развития католицизма

Как уже было отмечено выше, в 1054 г. произошел окончательный раскол христианства на православие и католичество. На протяжении веков католичество постоянно обновляло и изменяло свою религиозную доктрину. Католичество отличается от православия рядом догматов, которые православные не признают.

Самое серьезное каноническое расхождение между православием и католицизмом наблюдается по вопросу об источнике Святого Духа. Православие утверждает, что Святой Дух исходит о Бога-Отца, тогда как католичество подчеркивает, что от Бога Отца и Бога-Сына.

Католичество приписывает церкви ведущую роль в спасении грешника. Считается, что Христос, апостолы, святые и праведники не только обеспечили возможность спасения для себя, но и своими делами создали своеобразный запас благого (догмат о сверх должных заслугах). Поэтому римский папа как наместник Бога на земле может распоряжаться сокровищницей благих заслуг для спасения обычных людей, людей, совершивших много грехов. Из этого возникает догмат об индульгенциях (продаже отпущения грехов за определенную сумму денег). Человек платит за отпущение грехов и на него распространяется благодать из «банка» сверхдолжных заслуг.

Догмат о чистилище утверждает, что душа человека, имеющая поровну грехов и добродетелей, попадает в чистилище, где она некоторое время будет гореть в очищающем огне, а потом попадет в рай. Догмат о чистилище был принят католичеством в XI в.

В XIX в. возникли два новых догмата: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости папы. Догмат о непогрешимости означает, что если римский папа выступает по вопросам веры и морали, то его действия и слова являются боговдохновенными.

В 1950 г. принят догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти, а в 1964 г. она провозглашена «матерью церкви». В католичестве роль церкви была сильна изначально.

Постепенно Римско-католическая церковь (РКЦ) добилась в Западной Европе большого влияния на жизнь простых людей, страны и политику властей. Важным событием стали крестовые походы в Палестину для освобождения Гроба Господня от неверных.

В XII в. возникли духовно-монашеские ордена иоаннитов (в будущем мальтийцев) и тамплиеров. Они состояли из монахов и мирян, главной целью их деятельности провозглашалась защита христиан-паломников, прибывающих в Иерусалим, и шире — борьба с неверными. В XIV в. орден тамплиеров был признан еретическим и уничтожен.

В начале XIII в. были организованы монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Главными обетами францисканцев были нищета, целомудрие, смирение и послушание, а главными занятиями — проповедь любви к Христу и покаяние. Орден доминиканцев был призван противостоять возникавшим в те годы ересям.

Серьезным испытанием для РКЦ явилась Реформация, проходившая в ряде европейских стран в XVI в. Реформация вызвала сильные религиозные брожения в Европе. Протестанты восставали против многих позиций католицизма (о чем будет сказано ниже). Но и многие католики требовали церковных преобразований, а представители светской власти добивались ограничения власти папы.

В 1445—1562 гг. с длительными перерывами в работе проходил Тридентский собор, который признал неизменными существовавшие догматы, однако занялся церковными преобразованиями. Было решено исправить судебник, сделав его однообразным, следить за соблюдением благопристойного поведения духовенства, Повысить требования к богослужебным делам.

В 1540 г сложился орден иезуитов, целью которого была борьба с Реформацией. Кроме обычных монашеских обетов в ордене существовал обет безусловного повиновения папе. Орден пользовался покровительством пап. Иезуиты занимались проповедями и просветительской деятельностью, коммерческими операциями, интригами, в том числе при дворах королей, когда надо — брались за оружие. Они получили право принимать исповедь. Это у них появилась формула: «Цель оправдывает средства». Ордену иезуитов удалось, в частности, остановить распространение кальвинизма в Польше и Литве, возродив там католичество. Они организовывали школы для молодежи, пышные религиозные процессии, даже помогали в борьбе с чумой.

Тридентский собор и активная политика иезуитов положили предел распространению Реформации в Европе.