logo
hristov

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места «жизненного пути» Будды. Есть 8 центров почитания Будды Шакьямуни, 4 являются главными: Лумбини (Непал, недалеко от границы с Индией), Бодхгая (шт. Бихар), Сарнатх (около города Варанаси, шт. Уттар-Прадеш), Кушинагара (около города Горакхпур, шт. Уттар-Прадеш) (Индия) (см. рис. 5); 4 других — Вайшали, Шравасти, Раджгир и Санкасья (Санкисса) (Индия). Многие паломники посещают все 8 мест. Определенным различием между этими местами является то, что в некоторых из них, особенно в Бодхгае и Лумбини построено много буддийских монастырей и ступ буддистами из разных стран мира. Там также ведется издательско-просветительская деятельность. С другой стороны, Вайшали и Санкасья в настоящее время представляют интерес для туристов, увлекающихся историей буддизма и индийской, а также мировой культурой, хотя они также посещаются я паломниками. Эти особенности важно учитывать при практической разработке туров.

На территории современного городка Лумбини в 543 г. до н. э. в саду Румминдеи родился Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой (Пробужденным). В находящемся рядом Капилавасту паломники и экскурсанты посещают руины царского дворца, в котором до 29 лет жил Сиддхартха. Здесь также сохранились храм матери Будды — царицы Майядеви, пруд, в котором она совершала омовения перед рождением сына, и источник, в котором было первое омовение ребенка. В Лумбини имеется более 20 монастырей буддистов из разных стран мира.

Бодхгая (шт. Бихар) находится в 12 км от известного центра лндусских паломничеств Гая. В Бодхгае к Будде пришло замечательное состояние Просветления. Центром привлечения паломников является Махабодхи мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел Просветление. Этим храмом управляют совместно буддисты и индусы, так как индусы считают Будду девятой аватарой (воплощением) бога Вишну. У западной стены растет смоковница, она считается отпрыском того дерева, под которым Будда сидел в медитации. Здесь находится Ваджрасана — каменная плита, отмечающая место, где сидел Будда. К северу от храма тянется каменная дорожка Чанка Романа. Она была выложена в I в. до н. э. и обозначает то место, по которому Будда гулял, будучи в медитативном состоянии. С южной стороны храма расположен пруд, поросший лотосами. Посреди пруда стоит статуя Будды, охраняемого коброй. В Ботхгае также расположен археологический музей.

С октября по март в Бодхгаю приезжает большое количество паломников-тибетцев из Дхарамсалы. Далай-лама здесь читает лекции. В Бодхгае есть монастыри, построенные представителями Тибета, Мьянмы, Таиланда, Японии, Китая, Шри-Ланки, Бутана, Непала, Вьетнама, Кореи, Тайваня и Бангладеш. Монастырь Таи Бодхи Кхам был построен представителями племенных общин индийских штатов Ассам и Аруначал-Прадеш. Туристам, приехавшим на экскурсию в Бодхгаю, интересно видеть людей из разных (в том числе западных) стран, архитектурных стилей, особенностей проведения церемоний, медитаций. В Бодхгае находится статуя Великого Будды высотой 25 м, построенная в японском стиле Камакура в 1989 г.

Сарнатх расположен в шт. Уттар-Прадеш в 6 км к северу от одного из главных центров индусских паломничеств — Варанаси. В Сарнатхе Будда сделал первый поворот колеса Дхармы, прочитав свою первую проповедь о четырех благородных истинах своим первым ученикам. Здесь находятся останки древнего оленьего парка — Мригадава, буддийская ступа Дхамекх.

В Раджгире (шт. Бихар), находящемся в 90 км к северо-востоку от Гаи, Будда провел пять сезонов дождей. Здесь он сделал второй поворот колеса Закона, открыв учение о пустоте. Бамбуковая роща Ввнувана была в свое время подарена Будде царем государства Магадха, столицей которого и был Раджгир (Раджагриха). В роще находятся тайский буддийский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда. Важным местом для паломников и экскурсантов по буддийским местам является пещера Сап-тапарни, в которой проходил первый буддийский собор. В Раджгире также находятся монастырь Джарасандхаки-Байтхак, большой японский храм ордена Ниппондзан Мюходзи, бирманский храм. Самым священным местом в Раджгире является холм Грид-хракута. Из Мадцакуччи идет канатная дорога к вершине холма Ратна Гири, на котором японскими буддистами была построена ступа Вишва Шанти (Покой мира). На каждой стороне ступы воздвигнуты по четыре золотых статуи, напоминающие о рождении Просветлении, учении и уходе Будды в паринирвану.

В 12 км к северу от Раджгира находятся руины крупнейшего в Индии университета Наланда, уничтоженного мусульманами в 1199 г. В этом месте читали свои проповеди Будда и Махавира. Туристы, посещающие места жизненного пути Будды, приезжают на экскурсию в Наланду. При раскопках в Наланде было обнаружено 6 храмов (чайтья) и 11 монастырей (вихара). В вихарах посетители могут увидеть остатки студенческих келий, лекционных залов, ванных комнат, кухонь, библиотек, складов и колодцев. Недалеко от руин находятся музей, в котором собрана индусская и буддийская скульптура, а также памятник в форме китайского храма. Это сооружение было построено в память о китайском паломнике Сюань Цзане, учившемся в Наланде в VII в.

В Вайшали (шт. Бихар), находящемся в 40 км к северу от столицы шт. Патна, Будда читал проповеди. Здесь он сделал третий поворот колеса Дхармы, поведав учение о природе Будды, а также прочитал свою последнюю проповедь и предсказал свой скорый уход из этого мира. Здесь родился Натапутта Вардхамана (Махавира), основатель джайнизма. В Вайшали также проходил второй буддийский собор. К настоящему времени сохранились лишь колонна царя Ашоки и руины буддийских ступ. В Шравасти (шт. Уттар-Прадеш) Будда провел 25 сезонов дождей. В результате раскопок там были обнаружены остатки древних монастырей и ступ и колонны Ашоки. Одна из ступ отмечает место, где Будда сидел. Здесь также находится колодец, из которого Будда брал воду.

Санкасья (Санкисса) (шт. Уттар-Прадеш) находится на месте, в которое спустился Будда с неба Тушита, где он учил свою мать царицу Майю во время сезона дождей. Сейчас на месте, где Будда спустился на землю, стоит индусский храм, а рядом — современный шриланкийский храм.

Кушинагара (шт. Уттар-Прадеш) привлекает паломников и экскурсантов тем, что здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет. Паломники почитают статую умирающего Будды и посещают храм Махапаринирвана.

Другие святые места буддизма в Индии. Имеет смысл сказать несколько слов о буддийском историческом наследии Индии, тем более что эти объекты также посещают паломники. В нескольких километрах к северу от столицы шт. Мадхья-Прадеш Бхопала в Санчи находится буддийская ступа. Это самое древнее из сохранившихся сооружений буддизма в Индии. Ступа в Санчи была построена на месте более старой во II —I вв. до н.э. Она — объект всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. В шт. Махараштра находятся пехрамы Аджанты и Эллоры. Буддийские храмы Аджанты содержат замечательные росписи. 29 пещер Аджанты вырублены в скальных породах ущелья, нависшего над протекающей внизу рекой. 5 пещер являются чайтьями, остальные — вихарами19. Пещеры 8; 9, 10, 12 и 13 ранние буддийские. Они более простые и аскетичные. В них не изображается образ Будды, вместо него имеется символ, например колесо Закона. Остальные пещеры (с V в. н. э.) являются махаянскими. Пещера 1 (вихара махаяны) наиболее красива, росписи отображают сцены из прошлых жизней Будды. В Эллоре всего 34 пещерных храма, из них 12 являются буддийскими, 2 — джайнскими и 20 — индусскими. Эмора славится своей скульптурой. Пещерные храмы Эллоры, созданные позднее, чем в Аджанте, отличаются от них размерами и более сложной планировкой. Пожалуй, основной храм Эллоры — индусский храм Кайлашанатха.

В Махараштре есть еще два важных исторических центра буддизма: пещеры Карла и Канхери (см. рис. 5). Пещеры Карла (114 км от Мумбаи) — известный памятник буддийской культуры. Здесь находятся большая чайтья и несколько вихар, иные из которых — в руинах. Ступеньки подъема на 150 м к пещерам были сделаны буддистами древности. Самые интересные сооружения Канхери (32 км к северу от Мумбаи) — две чайтьи.

Амаравати, в 30 км к западу от Виджаявады (шт. Андхра-Прадеш) в свое время была важным центром буддизма тхеравады. Художественная школа Амаравати сильно повлияла на искусство и архитектуру Цейлона, Таиланда и, возможно, Суматры. Здесь находятся остатки ступы, построенной около 2000 лет назад. Недалеко построен музей. В Нагарджунаконде жил Нагарджуна — один из самых известных монахов махаяны, руководивший сангхой на протяжении 60 лет. В свое время она была международным центром буддизма. Сейчас Нагарджунаконда (149 км к юго-востоку от Хайдарабада, столицы шт. Андхра-Прадеш) является островом у правого берега реки Кришна. Были восстановлены в первоначальном виде 9 монументов. На вершине холма расположены в двух группах 14 фрагментов бывших сооружений. Здесь также находится музей.

Центры тибетского буддизма в Индии. В Индии в ряде мест имеются поселения и монастыри тибетцев20. Они находятся в шт. Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир (а точнее в Ладакхе), Уттар-Прадеш, Карнатака, Западная Бенгалия, Орисса и Сикким. Дев-рамсала (шт. Химачал-Прадеш) привлекает паломников — будцц.. стов-тибетцев и не только. Здесь находится резиденция Далай-ламы XIV — главы буддистов Тибета и руководителя тибетского правительства в изгнании. На встречу с Далай-ламой, являющимся большим духовным авторитетом, стремятся паломники из разных стран мира, в том числе из России. Резиденция Его святейшества Далай-ламы находится напротив храма Цуглагкханг. Каждый год в марте Далай-лама читает курс лекций. В это время Дха-рамсала и ее окрестности переполнены паломниками и другими посетителями. В монастыре Намгъял проживают 180 монахов, представляющих различные школы тибетского буддизма. В монастыре Нечунг находится Государственный оракул Тибета. Оракул играет ключевую роль в вопросах поиска инкарнаций каждого Далай-ламы. Женский монастырь Долма Линг занимается благотворительной деятельностью: более 350 тибетских монахинь, бежавших от преследования и насилий в Тибете, получают здесь образование и имеют возможность проживать.

Другими монастырями штата являются Ташиджонг ордена Друкпа Кагью, Шераб Линг, известный тем, что сюда проложили тропу паломники и студенты западных стран с 70-х гг. XX в., Чо Линг, ордена Ньингма и монастырь ордена Сакья. В местечке Ревалсар, называемом тибетцами Цо Пема, маленькое озеро окружено пещерами. Здесь практиковал и творил чудеса великий Гуру Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). В этом месте медитируют ламы. В городке Манали проживает община тибетцев и имеются тибетские монастыри, в том числе монастырь Або Ринпоче ордена Кагью.

В Ладакхе (шт. Джамму и Кашмир) находятся старейшие действующие тибетские монастыри (почти все монастыри в самом Тибете были разрушены китайцами). Хемис, Ламаюру, Пхъянг и Тиксе — важные монастыри. Однако эти монастыри — довольно отдаленные, с минимумом удобств, и туда обычно ездит относительно небольшое число туристов.

Монастыри, посещаемые большим количеством иностранных паломников, студентами, приезжающими на курсы медитации, находятся в Западной Бенгалии недалеко от Дарджилинга. Туристам-экскурсантам и паломникам интересно посещать маленький буддийский шт. Сикким. Для въезда в Сикким нужно получить разрешение властей Индии. Среди тибетских монастырей важное значение имеет Пемаянгдзе ордена Ньингма. В монастыре Румтек проживает в изгнании Гуалва Кармапа XVII — глава ордена Кагью-

Карнатака, несмотря на то, что этот штат находится на юге Индии, достаточно далеко от Тибета, имеет тибетские поселения и монастыри. В Мундгоде построены монастыри Дрепунг и Сера ордена Гелуг. Автор сам был свидетелем того, как в монастыре Сера на большой площадке перед одним из храмов собралось большое число монахов (не меньше 200). Они разбились на небольшие группы по несколько человек и начали вести оживленные дебаты на религиозные темы. В Карнатаке находится монастырь главы ордена Ньингма Пенора Ринпоче Намдролинг.

После оккупации Китаем Тибета и репрессий по отношению к его народу Тибет стали покидать также представители религии бон. Религия бон существовала еще до прихода буддизма в Тибет. Сейчас существуют центры бон в изгнании. В Индии в шт. Химачал-Прадеш к югу от столицы Шимлы в местечке Солана расположен один центр бон в изгнании. А главный лама — Тензин Намдак Ринпоче находится в бонском монастыре, расположенном в долине Катманду (Непал) около столицы страны — Катманду.

Буддийские святые места в Непале. Буддийские святые места в Непале можно по географической принадлежности разделить на находящиеся в:

1) равнинных районах (lowlands);

2) предгорных районах (midlands);

3) горных районах страны (highlands).

К первым относятся:

- Лумбини;

- Тилауракот (Капилавасту);

- святые места в окрестностях Капилавасту;

- Рамаграма.

О Лумбини и Капилавасту уже шла речь выше. Ступа Рамаграма находится около Навалпараси.

Во вторые включены религиозные объекты буддизма в:

- Катманду — столице страны;

- Патане;

- Бхактапуре;

- долине Катманду, в том числе монастыри Тхеравады [Majupuria T.Ch., Majupuria I., 1987].

В столице Непала Катманду, в 6,5 км к западу от центра города, находится знаменитая ступа Сваямбхунатх высотой 15 м. Это одно из старейших культовых сооружений Непала, почитаемое также индусами. Ступа Сваямбхунатх представляет собой комплекс храмов, образов будд и бодхисаттв и др. С религиозной точки зрения подняться к ступе пешком — великая заслуга. В центре ступы воздвигнута полусфера, называемая гарбха, символизирующая сотворение проявленного мира. На гарбхе находится квад-Ратная позолоченная тарана. На четырех сторонах тораны изображены пары глаз, символизирующие Ади-Будду. Еще выше расположены уменьшающиеся в размерах золотые круги (чурамани). На вершине сооружения находится шпиль. В Катманду в XVI в. была построена ступа Катхесимбу, которая является копией сту, пы Сваямбхунатх. Тибетцы называют ее «маленькая Сваямбху. натх». Буддисты наряду с индусами почитают комплекс Пашупц. тинатх.

Ступу Бодхнатх также называют Каша чайтья или Каша ступа. Это тибетский комплекс зданий, являющийся одним из самых старых и больших тибетских храмов в мире. Бодхнатх — пункт привлечения паломников-тибетцев. Считается, что здесь находятся останки выдающегося тибетского ламы Каша, который умер здесь во время паломничества. Рядом со ступой построены гомпы (монастыри). В Катманду также находятся ступы Васубандху, Кашъя-па, Махабудда, Чабахил (Чарумати) (впечатляюще красивая), храм Манджушри, храм Джана Бахал, храм Маханкал, вихара Кимдол, вихара Марусатал (Кастхамандар), комплекс Итумбахал с несколькими чайтьями и др.

На холме Нагарджун, в 7 км от Катманду расположена ступа Джамачо. Этот холм так назван, поскольку здесь находится пещера знаменитого буддийского святого Нагарджуны. На холме имеются несколько других природных пещер.

Центром буддизма в Непале является город Патан (в 5 км к юго-востоку от Катманду на другом берегу реки Багмати). Здесь есть большое количество буддийских сооружений и монументов с резьбой и скульптурой, сделанных из глины, камня, дерева и металла. При том, что в Непале в целом преобладают индусы, 2/3 населения Патана — буддисты. Здесь есть монастыри, в том числе разрушенные.

Выдающимися сооружениями Патана являются ступы царя Ашоки — Центральная, Западная, Северная и Восточная. Храм Махабудда построен в индусском стиле (с башней-шикхарой), хотя является буддийским. Этот храм также называют храмом тысячи Будд. Здесь на каждом кирпиче имеется изображение Будды. В Патане также построены храмы Матсьендранатх, Минанатх, вихара Ква Бахал и др. Монастырями являются Чакра Бахал, Наугал Бахал и Hay Бахал.

Город Бхактапур находится в долине Катманду, в 15 км к востоку от города Катманду на высоте 1400 м. В городе много буддийских храмов. В Киртипуре, в 10—12 км от Катманду, царем Ашо-кой построена ступа. В Долине Катманду находится 3 тыс. храмов, как индусских, так и буддийских.